Об этом заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на совместном заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики на тему «О законодательном обеспечении социально-экономического развития Арктической зоны РФ», в котором принял участие и заместитель председателя Правительства РФ, председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин
В последние годы проблемам Севера уделяется все большее внимание. Был принят ряд концептуальных документов, проделана серьезная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, констатировала Валентина Матвиенко, открывая заседание. «Несмотря на предпринятые усилия, ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно», — заявила она. Прежде всего, это отток населения, высокая степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры, особенно энергетической и транспортной. «Качество трудовых ресурсов, проблемы накопления человеческого капитала остаются основными вызовами для современной Российской Арктики», — заметила спикер.
Председатель Совета Федерации обратила особое внимание на износ социальной инфраструктуры. Практически во всех регионах доля ветхого и аварийного жилья гораздо выше, чем в среднем по России. К списку проблем она добавила старение ледокольного и речного флота, острую нехватку малой авиации. Из 50 с лишним портов и портопунктов Северного морского пути, работавших к началу 90-х годов, морально и физически устарели и перестали действовать более половины, объем грузопотоков резко сократился. А Северный морской путь потенциально мог бы стать одним из наиболее оживленных транзитных маршрутов в мире, отметила глава верхней палаты парламента.
При этом спикер предложила проанализировать, какие правовые нормы судоходства необходимо разработать, чтобы повысить привлекательность Северного морского пути как транзитного маршрута.
По словам Валентины Матвиенко, стимулом для ускоренного развития всей Арктической зоны могла бы стать реализация обсуждаемого в последние годы проекта по созданию «Интегральной евразийской инфраструктурной системы». Речь идет о создании транспортной и коммуникационной инфраструктуры, соединяющей Европу и Азию от Атлантического до Тихого океана. «Это смелый и амбициозный проект. И будет правильно, если именно Россия возьмет на себя инициативу по его реализации», — сказала глава Совета Федерации.
Валентина Матвиенко считает, что нынешняя ситуация в Российской Арктике говорит о том, что государству необходимо менять подходы к ее развитию: «Это чрезвычайно важная и неотложная задача, учитывая то, что на международной арене развернулась настоящая схватка за обладание ресурсами Арктики». Безусловно, ключевой задачей на сегодня является дальнейшее совершенствование арктического права, уверена она.
Председатель Совета Федерации отметила, что в правовом регулировании Арктики преобладает отраслевой подход: действуют акты конституционного, административного, гражданского, экологического, земельного и других отраслей законодательства. Такое дробление приводит к фрагментарности и разрозненности правовых норм, заметила она: «Это объективно препятствует решению многих важнейших вопросов — от утверждения принципов территориального подхода до стимулирования создания единой промышленно-транспортной инфраструктуры».
Спикер верхней палаты напомнила, что в нынешнем году в Якутске и в Омске состоялись заседания Президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Итогом анализа законодательства стал вывод о необходимости специального системообразующего, межотраслевого, комплексного федерального закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации. Она добавила, что впервые проблему законодательного регулирования отношений в Арктической зоне поднял именно Совет Федерации еще в 1998 году.
Валентина Матвиенко предложила сформировать из представителей Правительства России, Администрации Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, региональных органов власти, научной общественности, бизнес-сообщества и общественных организаций рабочую группу по разработке закона об Арктической зоне Российской Федерации: «Считаю целесообразным назначить двух сопредседателей — одного от Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и одного от Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и установить конкретный срок, к которому проект федерального закона должен быть подготовлен для предварительного рассмотрения в Государственной Думе».
Валентина Матвиенко уточнила, что Советом по Арктике и Антарктике при Совете Федерации совместно с Государственной комиссией по вопросам развития Арктики и Министерством экономического развития подготовлены к сегодняшнему заседанию примерная концепция и структура проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации»: «Закон должен стать надежным правовым фундаментом реализации экономических интересов нашей страны в Арктике. В его рамках будут созданы организационные и финансовые механизмы стимулирования развития арктических регионов, предусмотрены меры по повышению инвестиционной привлекательности макрорегиона».
В проект закона, уточнила председатель Совета Федерации, необходимо включить меры по совершенствованию правового обеспечения системы гарантий и компенсаций для лиц, работающих на территориях Севера и Арктики: «Он должен содействовать институциональному единству этих территорий. Нужны новые сильные «панарктические» институты, которые создадут эти единые рамки».
Закон должен стать надежным правовым фундаментом реализации экономических интересов нашей страны в Арктике. В его рамках будут созданы организационные и финансовые механизмы стимулирования развития арктических регионов, предусмотрены меры по повышению инвестиционной привлекательности макрорегиона»
При этом спикер отметила, что обязательным условием должен стать комплексный характер проекта закона, наличие в нем производственного, ресурсного, транспортного, инфраструктурного блоков.
Председатель верхней палаты заметила, что Арктическая зона Российской Федерации крайне неоднородна по степени экономической освоенности. Европейская и Сибирская в силу активно ведущейся добычи углеводородов достаточно развиты, а экономика дальневосточной Арктики и субарктики — это оленеводство, охота, точечное освоение месторождений и рыболовство в прибрежных зонах. «Субъекты Федерации и муниципальные образования, входящие в Арктическую зону, также значительно различаются между собой. У каждого свои вызовы, проблемы, задачи и приоритеты, по этой причине необходимо обеспечить максимально полное участие представителей всех регионов в работе над законопроектом», — подчеркнула спикер.
Валентина Матвиенко отметила, что сегодня Арктика, где проживает всего лишь около полутора процентов населения нашей страны, дает примерно 12 процентов валового внутреннего продукта России. «А социально-экономический потенциал ее поистине неисчерпаем, и мы должны создать все условия для того, чтобы раскрыть его в полной мере», — заявила глава Совета Федерации.