Неэффективные институты развития будут упразднены
Правительство решило оптимизировать предприятия с госучастием, которые перестали отвечать требованиям времени
Реорганизация структуры институтов развития вызвана тем, что их деятельность слабо увязана с новыми национальными целями развития. Предложенная оптимизация повысит качество управления и упростит для бизнеса процесс получения поддержки по принципу «одного окна». Также это позволит сократить дублирующие функции, сэкономив при этом бюджетные деньги, и сформировать пять крупных институтов развития. Ранее на ревизии институтов развития настаивал Совет Федерации.
Что предлагает кабмин
В ходе оперативного совещания с вице-премьерами 23 ноября председатель Правительства Михаил Мишустин сообщил, что по поручению президента будет проведена оптимизация институтов развития (различные фонды, агентства и корпорации с госучастием. — Прим. ред.). Чтобы они в полной мере могли работать на достижение национальных целей развития, отметил глава кабмина.
Премьер отметил, что в стране сегодня действуют 40 институтов развития, которые создавались для решения конкретных задач — поддержки инноваций, малого и среднего предпринимательства, экспорта, регионального развития, жилищного строительства и промышленности.
Наш анализ показал, что деятельность этих институтов, по сути, слабо увязана с новыми национальными целями развития
«От них требовались совершенно определённые действия, которые в своё время дали значимые результаты. Но за последние годы появились новые вызовы, которые требуют существенной корректировки их работы и перспективных планов. Наш анализ показал, что деятельность этих институтов, по сути, слабо увязана с новыми национальными целями развития», — приводятся слова главы кабмина на сайте Правительства.Кроме того, премьер отнёс к минусам институтов отсутствие единых механизмов управления и существенное пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями.
Напомним, провести аудит деятельности институтов развития в России ещё в феврале этого года предложила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В ходе встречи Михаила Мишустина с сенаторами спикер палаты регионов отметила, что практика создания институтов развития получила широкое распространение в стране, в связи с чем следует провести профессиональный аудит их деятельности «и принять решение». Те институты, которые эффективны, необходимо сохранить, сказала она, а остальные «ликвидировать за ненадобностью».
Матвиенко напомнила, что взаимодействие с институтами развития показывает, что «далеко не все из них работают результативно». «Некоторые просто выполняют функции прокладок по перекачиванию немалых средств федерального бюджета, тратится немало средств на их содержание. Зарплата сотрудников в некоторых таких институтах просто зашкаливает. И зарплата руководителей многократно превышает зарплату министра, скажем», — подчеркнула глава Совета Федерации.
Как пройдёт оптимизация институтов
Согласно планам кабмина, будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе «ВЭБ.РФ» с передачей под его управление Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, Роснано и четырёх фондов. В их числе — «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ и Фонд развития промышленности
В то же время функции восьми институтов развития перераспределят между «ВЭБ.РФ» и федеральными органами исполнительной власти, сами институты же развития будут ликвидированы.
Предлагается также укрупнить ряд институтов развития со схожим функционалом. Речь идёт о двух лизинговых компаниях — ГТЛК и «ВЭБ-лизинг», которые будут преобразованы в Единую лизинговую компанию. Также будет создан Универсальный банк — на основе МСП Банка и Банка «ДОМ.РФ». А Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства будут объединены в единый Фонд содействия реформированию ЖКХ.
К Российскому научному фонду будет присоединён Российский фонд фундаментальных исследований. Кроме того, Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций.
При этом стратегически важные предприятия, такие как Росатом, Роскосмос, Ростех, Росавтодор, Росагролизинг и Россельхозбанк сохранятся в прежнем виде. По словам Мишустина, все предложенные меры позволят сократить дублирующие функции и сформировать пять крупных институтов развития.
В понедельник пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль не анонсирует возможные кадровые решения в отношении глав институтов развития, которые будут реформированы или упразднены.
Решение пойдёт всем на пользу
Реорганизация структуры институтов развития повысит качество управления и упростит для бизнеса процесс получения поддержки по принципу «одного окна», уверен глава Комиссии Госдумы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Дмитрий Сазонов. Комментируя решение Правительства, депутат пояснил «Парламентской газете», что предложенная оптимизация связана с сокращением управленческих издержек «с тем, чтобы убрать посредников в управленческих звеньях».
Поскольку «ВЭБ.РФ» является головным, то логично передать именно ему координацию функций институтов развития. Будет меньше пересечений, повторов, каждый институт будет заниматься определённой деятельностью, отметил в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Также он добавил, что решение кабмина направлено на повышение эффективности бюджетных ресурсов, которые вкладываются в институты развития.
В целом же предложенная оптимизация вызвана двумя факторами: во-первых, сократились доходы бюджета, во-вторых, сами институты, которые уже давно работают с госсредствами, ощутимыми результатами своей деятельности не могут похвастаться. Об этом «Парламентской газете» сообщил известный российский политолог и экономист Михаил Делягин.
Вместе с тем политолог отметил своевременность решения, так как, по его словам, «ни одна из целей, которая ставилась перед институтами развития при их создании, достигнута не была». «Нормализовать их необходимо, поэтому само по себе желание разобраться с рудиментами позапрошлой эпохи вызывает скорее симпатию», — отметил Делягин.
Совфед настаивал на ревизии фондов и корпораций
Ранее «Парламентская газета» писала, что председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов в своём письме главе Правительства Михаилу Мишустину предложил провести ревизию институтов развития регионов с тем, чтобы повысить эффективность предприятий и сократить расходы на их содержание.
Инициатива вызвана тем фактом, что фонды, по сути, дублируют функции министерств, при этом принятие самостоятельных решений без решений министерств не получается, ранее приводил аргументы «Парламентской газете» сенатор. «Из-за этого увеличиваются не только затраты бюджета, но и время принятия этих решений», — уточнил Кутепов.
В качестве примера неэффективности трат бюджетных средств глава комитета привёл ситуацию с тремя моно-городами, бюджет которых в общей сложности составляет порядка 10 миллионов рублей. В то же время один из директоров фондов развития получает миллион рублей в месяц, заметил парламентарий.
«Нужно просто сопоставить цифры, сколько денег выделяется бюджетом на ту или иную деятельность, и понять, насколько эффективно они расходуются, в каком объёме они доходят непосредственно до исполнения цели», — пояснил Кутепов.
Для повышения эффективности институтов развития Кутепов пообещал, что на основании проверок в регионах, по рекомендациям Счётной палаты, Совфед «будет поднимать вопросы, касаемые любой корпорации». В том числе и Роснано, которой в письме также уделено внимание.
Анализ инвестиционной деятельности Роснано показывает, что количество поступивших заявок с 2010 по 30 сентября 2015 года сократилось с 439 до 11, или в 40 раз, количество одобренных по заявкам проектов — с 44 до 3, или в 15 раз.
Сенатор отмечает в письме, что, по последним данным, активы компании УК «Роснано» составляют 2,8 миллиарда рублей, капитал — 1,8 миллиарда рублей, доход — 4,5 миллиарда рублей, прибыль — 700 миллионов рублей. При этом у АО «Роснано» при активах 150 миллиардов рублей и капитале в 54 миллиарда рублей накопленный убыток 51 миллиард рублей и убыток 17,3 миллиарда рублей.