Недопустимость отчуждения территории государства как неотъемлемый элемент государственного суверенитета
Территориальная целостность государства и неприкосновенность государственных границ, а также создание правовых механизмов, направленных на противодействие потенциально возможному нарушению этих основополагающих принципов организации государства в результате действия внешних и внутренних политических и общественных сил, являются категорически важными для любого суверенного государства.
Конституцией Российской Федерации в настоящее время в числе основных принципов территориальной организации определяется целостность и неприкосновенность территории государства. Территориальная целостность предполагает сохранение территориального единства, а также недопустимость одностороннего выхода из состава государства какой-либо его части, то есть сецессии входящей в его состав территории. При этом подобная норма не исключает возможности заключения соответствующего международного соглашения, на основании которого в результате выражения суверенной воли Российской Федерации часть её территории может быть передана под юрисдикцию иного государства.
В то же время в рамках общественного обсуждения инициированных Президентом Российской Федерации поправок к Конституции России предлагается расширение объёма действия принципа территориальной целостности посредством закрепления конституционной нормы о безоговорочной недопустимости отчуждения какой-либо территории Российского государства. Принимая во внимание протяжённость российской границы, наличие огромных природных ресурсов, а также обострение отношений с иностранными государствами, в том числе в результате вхождения территории Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, сохранение территориальной целостности России становится одним из главных вопросов политической повестки.
Закрепление в Конституции России запрета на отчуждение территории Российской Федерации является важным шагом к созданию механизма поддержания неделимости страны и защиты от неправомерных внешних притязаний на долгие годы.
Однако стремление государства к созданию правовых механизмов, направленных на недопустимость отчуждения её территории, не может и не должно рассматриваться в качестве ограждения от мира железным занавесом и тем более предпосылок для нарушения государством принятых на себя международно-правовых обязательств.
Закрепление принципа территориальной целостности в качестве одной из основ конституционного строя является распространённой практикой в зарубежных государствах.
Так, статьёй 2 Конституции Болгарии предусматривается, что территориальная целостность Болгарии является нерушимой.
Согласно статье 273 Конституции Португалии целями национальной обороны являются обеспечение национальной независимости, территориальной целостности, свободы и безопасности населения от любой внешней агрессии или угрозы при соблюдении конституционного строя, демократических процедур и международных соглашений.
В соответствии со статьёй 1 Конституции Чехии основной обязанностью государства является обеспечение суверенитета и территориальной целостности Чешской Республики, защита её демократических основ, защита жизни, здоровья и собственности.
В соответствии с положениями преамбулы к Конституции Латвии латвийский народ защищает свой суверенитет, национальную независимость, территорию, территориальную целостность и демократическую систему правления Латвии.
В зарубежной конституционной практике возможность отделения части территории формально допускается, однако реализация подобных положений в развитых правопорядках существенно затруднена. Так, например, Основной закон ФРГ не содержит положений о допустимости или недопустимости сецессии, однако Федеральный Конституционный суд ФРГ в решении от 16 декабря 2016 года №2 BvR 349/16 определил, что земли в составе ФРГ не могут принимать решения о выходе из состава государства. По мнению Федерального Конституционного суда ФРГ, это затрагивает определённый Основным законом ФРГ конституционный порядок, поскольку он установлен народом всего государства, которому принадлежит суверенитет.
Аналогичный подход был воспринят Конституционным судом Испании, который в постановлении №42 от 25 марта 2014 года, несмотря на результаты референдума в Каталонии, указал на недопустимость отделения территории Каталонии от Испании.
Приверженность недопустимости отчуждения территории государства была высказана и в позициях Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссией) в докладе «Общие правовые основы содействия урегулированию этнополитических конфликтов в Европе». Так, в качестве главной общеевропейской позиции по данному вопросу был сформирован подход, согласно которому принцип территориальной целостности является одним из основополагающих в конституционном праве и связан с недопустимостью отделения какой-либо территории государства. Как отмечала Венецианская комиссия, несмотря на то, что ряд конституций гарантирует право на самоопределение, эта концепция исключает право сецессии. Соответствующие выводы также были изложены в докладе «Самоопределение и отделение в конституционном праве», в котором отмечалось, что право сецессии противоречит конституционному принципу государственной целостности.
Таким образом, развитые правопорядки и передовые практики в области конституционного законодательства определяют принцип территориальной целостности в качестве одной из ключевых основ организации государственности.
Ещё материалы: Андрей Клишас