Бюллетень для голосования на референдуме 17 марта 1991 года. Фото БОРИСА КАУФМАНА, РИА «НОВОСТИ»
Четверть века назад, весной 1991 года, в пораженной болезнью распада, но еще отчаянно ей сопротивлявшейся стране под названием Советский Союз кипели нешуточные страсти вокруг референдума о судьбе СССР…
История — дама бесстрастная, а время имеет обыкновение как высвечивать подлинное значение тех или иных событий, так и заносить их порой песком забвения, как пустыня или джунгли поглощают остатки былых цивилизаций… Но пролетел 1991 год, пожалуй, самый насыщенный политическими катаклизмами за всю 70-летнюю биографию канувшего в Лету государства, и в крупнейшей из бывших союзных республик — Российской Федерации — всего 14 процентов опрошенных социологами назвали его среди важнейших событий последних 12 месяцев, далеко позади ГКЧП, прекращения деятельности КПСС, введения свободных цен и выборов Президента России. Сегодня, кстати, отношение похожее: только 12 процентов упоминают референдум 17 марта 1991 года в числе вех последних 25 лет.
Вообще-то референдум занимает вполне почетное место в ряду прочих полезных понятий, которыми обогатил человеческую цивилизацию Древний Рим. Родилось это существительное от латинского глагола referre — «возвращать» и на тогдашнем политическом сленге означало возвращение какого-то вопроса из органов представительной власти на решение непосредственно народу. СССР семь десятилетий обходился без древнеримской прямой демократии, а первая и единственная попытка выяснить мнение этого самого народа получилась довольно неуклюжей, лукавой и по большому счету пустой, потому как власть (союзная) бездарно и бессмысленно растратила полученный напрямую от народа кредит доверия и в конечном счете потеряла страну, которую вроде бы собиралась спасать.
Вспомним: «парад суверенитетов», начатый с провозглашения оного Эстонией еще в 1988 году (чему союзная власть оказалась бессильна противостоять), в 1990 году после аналогичного шага РСФСР приобрел лавинообразный характер: до конца года не только не осталось ни единой союзной республики, которая не утвердила бы свое первенство и верховенство на собственной территории перед общесоюзными законами и интересами, но и автономии уже двинулись следом. На этом фоне вдогонку поезду, уже отошедшему от платформы, и вполне в духе округлого пышнословия тогдашнего первого лица союзная власть решила испросить народной поддержки, даже не сумев коротко и ясно сформулировать, что же конкретно она имеет в виду.
Вопрос, адресованный почти 190 миллионам избирателей (без шести республик — Армении, Грузии, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии, участвовать в референдуме отказавшихся) — от академиков до плотников и от просвещенных жителей столиц до обитателей аулов и кишлаков, оказался по-горбачевски длинным, неконкретным и допускавшим разные толкования: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
В республиках, принявших участие в плебисците, один только Нурсултан Назарбаев, на тот момент председатель Верховного Совета Казахской ССР, возымел смелость переформулировать вопрос в более конкретных выражениях: «Считаете ли Вы целесообразным сохранение Союза ССР как Союза равноправных суверенных государств». Россия одновременно с союзным объявила собственный референдум, который посчитала более важным — о введении поста всенародно избираемого Президента РСФСР. В Киеве к основному вопросу прибавили свой, становившийся ключевым: «Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?»
Собственно говоря, сам факт объявления референдума о сохранении Союза (без внятного объяснения, что же реально под этим понимать) уже свидетельствовал о кризисе государственности: в благополучной стране не придет в голову спрашивать народ: стоит ли сберегать государство? Как бы то ни было, почти 76,4 процента голосов за, поданных в целом по девяти республикам, можно было трактовать и так, и эдак, но отданы они были все же в пользу сохранения единой страны. С другой стороны, разделение голосов почти пополам в Москве и Ленинграде, Волгограде и Владивостоке, как и преобладание нет в Свердловской области, свидетельствовали не о сепаратистских настроениях, а о демонстративном отказе в доверии пресловутому союзному «Центру». Вряд ли на этом фоне кремлевскую команду могли утешить 98 процентов за в Туркмении или 91 процент в Туве.
Так или иначе, референдум состоялся, воля граждан на нем была ясно выражена, руководство страны получило в свое распоряжение инструмент абсолютной легитимирующей силы, оставалось только грамотно им воспользоваться. Увы, для того ему не хватило ни компетентности, ни элементарной решительности, ни — что, может быть, наиболее важно — продуманной программы дальнейших действий. Как до референдума, так и после него Центр не управлял процессами и событиями, а лишь подстраивался под них.
Уже первая встреча Михаила Горбачева с руководителями девяти республик 23 апреля убедительно продемонстрировала несовпадение, а то и противоположность точек зрения, за сохранение чего проголосовал народ пять недель назад. Начавшийся «новоогаревский процесс» превратился в последовательную сдачу Центром своих позиций и в итоге вместо «обновления федерации» вырулил на вполне конфедеративный новый Союзный договор, которому, впрочем, так и не суждено было быть подписанным и претвориться в жизнь.