На семьеведении предлагают рассказывать об идеальных отношениях
Педагоги считают, что это может травмировать ребенка, у которого дома не все гладко
С начала нового учебного года в старших классах, а также в колледжах и техникумах будут проходить внеурочные занятия по семьеведению. В этом курсе учтут психолого-возрастные особенности и потребности учеников. Однако новый предмет вызвал много вопросов у родителей школьников. Что может быть не так с уроком о формировании семьи и каким его видят в идеале, выяснила «Парламентская газета».
Разговоры о важном ли?
Благодаря рабочей группе Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства в этом году в школах, а также, как недавно стало известно, в учреждениях среднего профессионального образования появится курс семьеведения. В марте вице-премьер Татьяна Голикова уточнила, что на занятиях историки и специалисты-психологи расскажут старшеклассникам, что такое семья в рамках «Разговоров о важном».
Зампредседателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев рассказал «Парламентской газете», что отправил в кабмин письмо с вопросом о том, что войдет в курс семьеведения. В Минпросвещения ответили, что подготовка рабочих материалов программы ведется по следующим тематическим направлениям:
- Зачем нужна семья. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный климат. Что укрепляет семью, что разрушает семью. Кто в семье главный.
- Как найти свою половинку. Юноши глазами девушек. Девушки глазами юношей.
- Брак как союз мужчины и женщины.
- Первые годы совместной жизни: романтические мечты и реальность.
- Место, где живет семья.
- Семейный бюджет, или Как не остаться у разбитого корыта.
- Будущая мама. Будущий папа. Ответственное родительство: как быть хорошими мамами и папами.
- Гиперопека и гипоопека ребенка — как ее избежать? Как не прожить жизнь ребенка за него.
- Праздники в семье. Игры, которые объединяют. Семейные путешествия.
- Домашние питомцы в семье.
- Социальные службы и организации в помощь семье.
- Мой кодекс семейной жизни. Моя будущая семья.
«Здесь очень подробно представлены реально очень правильные вещи, которые, наверное, в какой-то идеальной модели абсолютно правильно звучат, — отметил Николай Николаев. — Но есть абсолютно разные семьи с разными традициями».
Парламентарий считает, что когда идет речь о каком-то предмете, то для него формируется определенная модель, с которой можно сопоставить себя: с одной стороны — к чему нужно стремиться, с другой стороны — человек оценивает себя и своих близких.
«Идеалы берутся из каких-то этических представлений — что такое хорошо, что такое плохо. Если семья — это некое воплощение традиций, ценностей, тогда, может быть, учить ценностям, этике, рассказывать, откуда это произошло», — уточнил Николаев.
Педагоги в недоумении
Педагог Сергей Цыбульский задался вопросом, почему семьеведение должны преподавать именно историки. Этим должны заниматься профессионалы — психологи.
Почти вся русская литература построена на очень острых проблемных ситуациях, фактически нет примеров показательной семьи, их мало и в мировой истории, отметил Цыбульский. «Я сейчас преподаю в четвертом классе, у нас было сочинение на тему «Я и моя семья», но мы отказались от него по одной простой причине: мы поняли, что это огромный удар по психике ребенка. Не все растут в полной и дружной семье. И мы будем им рассказывать, как хорошо, когда она целая. Мы так врываемся в чужую семью и взрываем ее», — пояснил учитель «Парламентской газете».
Возможно, стоит говорить с подростками не об идеалах семейной жизни, а о сложностях, которые могут быть и как их решать, сказал Цыбульский, а не чтобы условная Марья Степановна рассказывала, «какая должна быть дружная семья и попробуй только сделать по-другому». Возможно, это и не стоит делать в период обучения в школе, потому что такие проблемы заинтересуют не каждого подростка.
О чем молвит духовенство
В мировой истории и искусстве мало примеров идеальной семьи, но они есть, сказал «Парламентской газете» протоиерей Александр Ильяшенко. Их можно найти и в античной литературе, и житиях, и других древних текстах. «Исследовать их, подумать, включить в курс истории или литературы. Если проблематику включить в существующий полноценный курс, можно что-то донести», — полагает священник.
Он также заметил, что доля мусульманского населения в России растет, поэтому нужно говорить о традициях и ценностях, общих для всех, например о безусловной верности: семья — это раз и навсегда.
«Школьные программы должны быть составлены так, чтобы они прививали учащимся верность высоким идеалам, а также уважение к идеалам других народов и культур, способность мыслить свободно, творчески, концептуально, системно, масштабно, из массы важных проблем выделять самые важные», — сказал Ильяшенко.
Протоирей считает, что школа должна прививать верность заветам предков, знание всеобщей и отечественной истории, знакомить с жизнью и достижениями великих людей. Этого можно добиться, опираясь на высокие примеры служения своей Родине в истории, как отечественной, так и зарубежной. Особое внимание надо уделить истории древнего мира, где это служение достигло исключительной высоты и ясности.
Необходимо и воспитание благородства, продолжил Ильяшенко, а это включает в себя такие нравственные качества, как великодушие, милосердие, честь, сознание собственного достоинства и одновременно сознание достоинства окружающих людей, принадлежащих к иной социальной, национальной, культурной среде.
Мамы и папы на нервах
Родительское сообщество очень нервничает из-за грядущего семьеведения, сказала «Парламентской газете» юрист, теолог, эксперт Союза «Родительская палата» Софья Дробязко. Глядя на содержание образовательной программы, мамы и папы делают вывод, что предмет — это итог личной жизни и опыта ее разработчика.
Дробязко пояснила, что зачастую психологами становится люди травмированные, которые идут в психологию, чтобы найти какие-то ответы на свою боль, а потом они занимаются разработкой и преподаванием того же семьеведения.
«Люди действительно нервничают, потому что детям могут быть преподнесены ценности и установки, которые противоречат семейным. В одном пособии есть интимная близость, готовность пары, нет ни привязки к браку, ни к традиционным ценностям, — заметила Дробязко. — Есть большое количество верующих семей, не только православных, но и мусульманских, иудейских, у протестантов есть определенные обязанности до брака себя сохранить».
Работа не стоит на месте
Отметим, что темы для предмета пока полностью не сформулированы, они находятся в процессе разработки с профильными ведомствами и экспертами. В Институте изучения детства, семьи и воспитания, который участвует в разработке семьеведения, считают необходимым включение в тематическое планирование курса, связанного со здоровьем семьи. Речь идет о гигиенических привычках, занятиях спортом и режиме дня.
Руководитель рабочей группы по разработке предложений о внедрении в школьную программу семьеведения, член Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Ларионова рассказала, что до начала учебного года в нижней палате парламента пройдет еще одно расширенное заседание со всеми профильными министерствами.
Ещё материалы: Татьяна Голикова, Николай Николаев , Татьяна Ларионова