На полках с вином предложили искать матрешку
На бутылках появится новая маркировка и полная информация о производителях
Тема: Пленарное заседание Госдумы 17 мая 2023 года
Список информации, которую обязаны указывать на винных бутылках, расширят, а за использованием земель, предназначенных для выращивания винограда, будут следить с помощью ГЛОНАСС — такие поправки в закон о виноградарстве и виноделии Госдума приняла в первом чтении 17 мая. О ситуации на рынке отечественного вина и новой инициативе «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Константин Бахарев.
- Константин Михайлович, законопроект, который вы внесли в Госдуму вместе с депутатом Сергеем Алтуховым, ужесточает контроль за виноградными насаждениями. Для определения границ будут использовать ГЛОНАСС. А Минсельхоз станет инвентаризировать насаждения. Сам реестр станут публиковать в интернете. Зачем все это нужно?
- Говоря о нашем законопроекте, для начала скажу, что за три года накопилась большая правоприменительная практика, которая показала, что в базовый закон необходимо внести точечные изменения. Но они ни в коей мере не противоречат изначальной концепции, которая направлена на стимулирование развития отечественного виноградарства и виноделия.
Например, мы уточняем порядок ведения реестра виноградных насаждений, который уже ведется, чтобы сведения в нем были максимально достоверными. Если мы говорим, что сегодня на территории России около 100 тысяч гектаров виноградников, это должно быть подтверждено документально. А самое главное, надо синхронизировать этот реестр с реестром виноградопригодных земель, чтобы понять, насколько эффективно они используются. Все-таки Россия — северная страна, и у нас не так много подходящих земель. Поэтому важно, чтобы они были включены в хозяйственный оборот, а не отдавались под коммерческую застройку. Были такие прецеденты в ряде регионов.
В то же время мы предлагаем дополнительно помочь виноградарям — включить в субсидии компенсацию расходов на раскорчовку виноградников, которые перестали плодоносить, чтобы можно было засадить земли новыми саженцами.
- Что инициатива изменит для покупателей российского вина?
- Покупателю важнее всего, что написано на этикетке и насколько эта информация достоверна. Законопроектом мы предложили расширить перечень информации, которую надо обязательно указывать на этикетках и контрэтикетках. Нужно будет добавлять сведения о виде и производителе винодельческой продукции, а не только о сортах, месте происхождения и годе урожая винограда.
- Закон о виноградарстве и виноделии приняли почти три года назад. Чего удалось добиться за это время?
- Мы практически с нуля сформировали законодательство в отрасли. И это положило конец серым схемам. Объясню на простом примере. Когда мы в 2019 году рассматривали закон, мы проводили парламентские слушания, и на них выступал губернатор Краснодарского края. Он рассказал, что годом раньше в регионе было выпущено 20 миллионов декалитров винодельческой продукции, маркированной как вино Кубани. Но на территории региона вырастили винограда только на 10 миллионов. Внимание, вопрос: из какой продукции выпущена вторая половина? Понятно, что завезли импортный материал, смешали и выпустили.
Теперь созданы реестры, которые позволяют свести количество сырья и количество бутылок, которые потом ставят на полки.
Мы создали условия для развития отечественного виноградарства и виноделия. Выросли объемы господдержки, число предпринимателей, которые работают в отрасли, количество и качество выпускаемой продукции. Сегодня очевидно, что российское вино — это не нишевый, а массовый продукт, который пользуется доверием потребителей и занимает доминирующее положение на внутреннем рынке.
Подтверждение этому — знаковое для отрасли событие, которые произошло буквально на днях. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка выдала производителям первые федеральные специальные марки «Вино России». Это своего рода знак качества, который дает потребителям стопроцентную гарантию, что виноград выращен на территории России, а вино изготовлено отечественным производителем в соответствии со всеми техническими регламентами и стандартами. На марки нанесено изображение матрешки. Так что можно сказать, что матрешка гарантирует качество российского вина и защищает покупателей от подделок. Думаю, что потребители будут искать такие бутылки на полках.
- Какие сорта винограда в нашей стране распространены больше всего?
- Если взять количество, то это международные сорта, которые выращивают во многих странах, — совиньон, мерло, каберне. Такие виноградники есть во Франции, Италии, Грузии, Молдавии. Но, как сказал мне один винодел, — каберне оно и в Африке каберне.
А мы заинтересованы в том, чтобы российское виноделие имело свое лицо. Это могут обеспечить наши автохтоны — сорта винограда, которые не встретить больше нигде не то что в России, но и во всем мире. В Крыму это, например, кефесия, сары пандас, на Кубани — красностоп. Поэтому в первую очередь надо стимулировать изготовление продукции из уникальных сортов. Может быть, такое вино не будет настолько массовым, как вино из международных сортов, но оно представляет особую ценность.
- А если посмотреть на картину в целом, сколько на рынке нашего и сколько импортного вина?
- Эта цифра постоянно меняется. Актуальную информацию можно получить в Ассоциации виноградарей и виноделов России. Но примерная пропорция такая: 70 процентов рынка — отечественное вино, а 30 процентов — импортное. В элитном сегменте, где вино стоит от трех тысяч рублей за бутылку, доля импорта выше. Но если взять весь рынок, то можно с уверенностью сказать, что отечественное вино отодвинуло импортное на вторые роли в большинстве сегментов.
Ещё материалы: Константин Бахарев