Все о пенсиях в России

00:00Правила назначения пенсий изменятся для миллионов россиян

вчераУчастникам СВО вернули военные пенсии за выслугу лет

два дня назадНекоторые пенсионеры получат проиндексированные выплаты уже в декабре

На онлайн-педагогов предложили распространить требования, предъявляемые к школьным учителям

А вот интернет-коучам могут запретить рекламировать гарантированное увеличение дохода их клиентов

24.10.2024 15:42

Автор: Дмитрий Литвинов

На онлайн-педагогов предложили распространить требования, предъявляемые к школьным учителям
  © freepik.com

К педагогам онлайн-школ могут начать предъявлять такие же требования, как к школьным учителям и вузовским преподавателям, — о наличии образования, опыта, отсутствии судимости. Бизнес-тренерам в рекламе их услуг запретят гарантировать клиентам увеличение дохода, а просветителей хотят выделить в отдельную профессиональную группу и сертифицировать их деятельность. «Парламентская газета» ознакомилась с прорабатываемыми инициативами относительно онлайн-образования.

Образование — не просвещение

Доходы образовательных онлайн-платформ год от года растут. За второй квартал 2024 года электронные школы в России заработали 32 миллиарда рублей, что на 22 процента больше, чем за такой же период прошлого года, подсчитали аналитики SmartRanking. Всевозможных курсов, программ и отдельных онлайн-педагогов становится все больше, тогда как, по данным кабмина на конец 2023 года, в России не хватает 11 тысяч учителей.

Онлайн-обучение позволяет людям экономить время и деньги, а экономике получать готовых специалистов, минуя государственную систему образования, но только если человек получил действительно качественные знания и навыки, к чему нередко возникают вопросы, сказал член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин на круглом столе в палате регионов 24 октября. Законодательное регулирование сферы, по его мнению, назрело, но оно не должно затормозить развитие этого сегмента.

Парламентарии и эксперты, по словам сенатора, обсуждают, как разделить профессиональные образовательные и просветительские информационные продукты. Критерии тех и других могли бы выработать члены саморегулируемой организации (СРО) онлайн-школ, создание которой также прорабатывают, добавил Шейкин.

Кроме того, для просветителей нужен отдельный пункт в классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), чтобы их не путали с учителями. Наконец, необходимо ввести дисклеймер, то есть ограничение ответственности в виде информационного сообщения в рекламе просветительских услуг.

Знак качества педагога

В 2021 году по инициативе сенаторов и депутатов в закон об образовании внесли понятие просветительской деятельности, а спустя год кабмин утвердил правила ее осуществления. Правда, и определения, и критерии оказались настолько широкими, что под просвещение можно подвести любую информационную работу — хоть трансляцию совещания в Совфеде, отметила вице-президент Ассоциации развития онлайн-образования Вероника Яковлева.

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию, поэтому и крупные онлайн-школы, и индивидуальные предприниматели, которые работают в белую, оформляют этот документ, подтвердила Яковлева. При этом, по ее словам, требования к нему весьма формальные, и при наличии хорошего юриста, получить лицензию можно примерно на любой курс.

«Мы предлагаем определить на примерах, что такое просвещение, а ввести для таких специалистов вместо лицензирования добровольную сертификацию, которая бы стала своеобразным знаком качества курса или педагога, — сказала Вероника Яковлева. — Сертификацию мог бы осуществлять Рособрнадзор, экспертные советы и вузы по тематике курса».

Более строго подойти к онлайн-педагогам считают необходимым в Торгово-промышленной палате РФ, эксперт которой Юлия Приходина предложила на законодательном уровне сформировать механизм допуска человека к просветительской деятельности. В качестве обязательных требований она считает необходимым закрепить требование к образованию, профессиональному опыту и репутации соискателя. «Речь идет об отсутствии судимости по аналогии с требованиями, установленными Трудовым Кодексом РФ в отношении педагогов, — сказала Приходина. — Необходима разумная отчетность субъектов просветительской деятельности и ответственность в случае нарушений».

Массажисту диплом не нужен?

Выслушали в Совфеде и представителей онлайн-школ. Они готовы вступить в СРО, ждут ОКВЭД и согласны размещать дисклеймер. Последний поможет привлекать еще больше клиентов, считает гендиректор одной из образовательных платформ Сергей Михайлов: «На сайте частных объявлений есть пометка «проверенный продавец» — нам тоже нужно ввести значок «проверенная школа». А что касается бизнес-тренеров, то мы предложили текст надписи, информирующий, что курс «не гарантирует увеличение заработка или получение дохода непосредственно в результате участия в просветительской деятельности».

Отдельно обсудили медицинские онлайн-курсы. Они возможны, только если речь не идет о профессиональном лечении, считает член экспертной группы ассоциации развития онлайн-образования «Общественное здоровье» Руслан Масгутов. «Если человек рассказывает о правильном питании, массаже, мануальных практиках, то требование о наличии у него медицинского образования можно исключить, — сказал он. — При этом мы считаем обязательной сертификацию парамедицинских программ с обучением в течение минимум 576 часов».

В Минпросвещения отметили, что не стремятся зарегулировать рынок онлайн-образования, а пристальное внимание уделяют лишь контролю за программами для школьников. Замглавы ведомства Андрей Корнеев пообещал проанализировать все поступившие предложения, а также напомнил, что при рассмотрении законопроекта о просветительской деятельности те, кто ее осуществляет, просили не загонять их в жесткие рамки.

Читайте также:

• Кадровый голод удовлетворят планово