На бумажных налоговых уведомлениях хотят сэкономить
Эти документы будут приходить интернет-пользователям в онлайн-режиме
Если у человека есть подтвержденная учетная запись на сайте госуслуг, то получать или предоставлять необходимые налоговые документы он сможет в электронной форме через личный кабинет. Но если документы содержат налоговую тайну, то отправить их госорганам можно только при наличии официального согласия гражданина. Какие официальные бумаги налоговики пришлют людям в личный кабинет, определит Налоговый кодекс. Такие нововведения содержит проект поправок в этот документ. Их планируют рассмотреть в весеннюю сессию.
Дублей не надо
Как следует из законопроекта, у «налогоплательщиков — физических лиц, имеющих подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации», есть право предоставлять в налоговые органы документы, а также получать оттуда необходимые сведения в электронной форме через личный кабинет на портале госуслуг. При этом передача сотрудникам ведомства документов, содержащих налоговую тайну, возможна только с согласия налогоплательщика. Выразить его он может в уведомлении о представлении документов через личный кабинет опять-таки в личном кабинете на госуслугах.
Сейчас налоговые уведомления отправляют заказными письмами по почте или в личный кабинет налогоплательщика. Причем с каждым годом документов, отправленных в электронном виде, становится все больше. Так, если в 2019 году по почте ушло 76,1 процента налоговых уведомлений, а через личный кабинет только 23,9 процента, то в следующем — уже 72,5 и 27,5 процента соответственно. А в 2021-м ситуация изменилась еще больше: по почте отправили 66,4 процента «писем счастья», а в личный кабинет — 33,6 процента.
Вместе с тем, по информации Минцифры, на госуслугах зарегистрировано 86 миллионов людей с подтвержденной учетной записью. И, как отмечают авторы законопроекта, части этих пользователей налоговые уведомления регулярно присылают бумажными заказными письмами по почте, хотя можно это сделать в электронном виде. А порой и дублируя документы, отправляя их как почтовым, так и электронным посланием. Хотя для налогоплательщиков, имеющих подтвержденную учетную запись на госуслугах, достаточно одного документального напоминания в электронном виде.
Читайте также:
Цены растут, бюджет уменьшается
Законопроект призван значительно сократить расходы на массовую печать налоговых бумаг, считают его разработчики. А снижения собираемости взносов в казну не повлечет. В целом это будет способствовать улучшению социально-экономической обстановки в стране, говорится в документе.
С этим согласен председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Как он сказал «Парламентской газете», законопроект позволит отказаться от дублирования налоговых уведомлений почтовым сообщением на бумажном носителе для налогоплательщиков — пользователей единого портала государственных или муниципальных услуг. Тем более что с каждым годом тарифы на пересылку внутренней почтовой корреспонденции увеличиваются. К примеру, отправить заказное письмо весом до 20 граммов в 2018 году стоило чуть более 54 рублей, в 2019-м — 60, в 2020-м — почти 65, а в 2021-м составила уже 68 рублей. «Поэтому предложение Правительства существенно сократит расходы бюджета, ведь только в 2021 году на франкирование и пересылку почтовых отправлений от налоговых органов потратили довольно внушительную сумму — 3,6 миллиарда рублей», — подчеркнул депутат.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков