Мусоровозы получат особые метки
Это позволит понять, какие именно отходы перевозит отдельно взятая машина
Перевозчиков отходов могут обязать ставить маркировку на мусоровозы в зависимости от того, насколько «экологичный» утиль они транспортируют на полигоны и перерабатывающие заводы. Единые правила маркировки определит Минтранс. Такие нормы закреплены в правительственном законопроекте, внесённом в Госдуму 26 ноября. Предлагаемые новшества помогут проконтролировать, не едет ли гружёная ртутными градусниками и аккумуляторами машина на полигон для бытовых отходов, считают парламентарии.
Опасный мусор прятать нельзя
Согласно законопроекту, на всём транспорте, контейнерах и цистернах, в которых перевозят мусор, должны появиться отличительные знаки, обозначающие определённый класс опасности отходов. Такой класс зависит от того, как тот или иной вид мусора может повлиять на окружающую среду. К первому, самому опасному, классу относятся, например, трансформаторы и ртутные термометры, а к пятому, самому безобидному, - стекло, макулатура и пищевые отходы. Образцы маркировки и порядок их нанесения определит Минтранс.
Это может стать очередным шагом к наведению порядка в отрасли, считает председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. «Мы приветствуем всё, что способствует повышению прозрачности и уровня контроля на каждом этапе утилизации отходов, включая перевозку. В том числе и маркировку транспортных средств, которые перевозят мусор», — сказал он «Парламентской газете». По его мнению, такая система позволит эффективнее следить, соблюдают ли перевозчики предписанные правила.
Например, на полигон для твёрдых коммунальных отходов не имеют права складировать батарейки, содержащие ртуть лампы или навоз со свинофермы. Такие отходы, если их не обезвредить и не обработать, способны нанести серьёзный экологический урон. Например, одна использованная батарейка может загрязнить токсичными элементами и тяжёлыми металлами до 20 квадратных метров земли. А аккумуляторы или шины (они относятся ко второму и четвёртому классам опасности соответственно) вообще не подлежат захоронению, поскольку в них есть элементы, которые можно переработать.
Тем не менее,в ряде регионов опасный для окружающей среды мусор до сих пор попадает на полигоны, не предназначенные для захоронения отходов высокого класса опасности, минуя сортировку, рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. Дело в том, что размещение отходов первых классов опасности зачастую дороже, а процедура более сложная. И предприниматели нарушают правила, пытаясь сэкономить или заработать.
Маркировка поможет бороться с этим, убеждён депутат. «Например, мусоровозы могут разделить по цвету. Те, которые везут отходы четвёртого класса опасности, будут зелёными, а те, что транспортируют отходы первого класса или биоотходы, — красного. В случае если красный мусоровоз едет на обычный полигон, для сотрудников надзорных органов, правоохранителей и гражданских активистов это уже сигнал для принятия соответствующих мер», — сказал он.
Кроме этого, водители мусоровозов с отходами 1-4-го класса опасности обязаны возить с собой паспорта отходов, говорится в законопроекте. Сейчас это касается всех мусоровозов. Также существующее законодательство обязывает компании, которые занимаются такими отходами, получать лицензии.
Будет ли тяжело компаниям
По словам Владимира Бурматова, коснётся новшество и региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами — компаний, которые обеспечивают вывоз мусора из придомовых контейнеров и его утилизацию. В регионах, где ввели такую систему, операторы или перевозят мусор сами, или нанимают подрядчиков. Их зона ответственности — именно бытовой мусор, который чаще всего отнесён к пятому классу опасности. И операторы должны будут также промаркировать свои грузовики, чтобы было понятно, что на них вывозят твёрдые коммунальные отходы.
Маркировка мусоровозов особых хлопот не доставит, считает депутат. «Это не те затраты, которые как-то могут отразиться на владельцах транспорта», — пояснил Бурматов.
Законопроект устанавливает, на каком транспорте можно перевозить отходы. Речь идёт об автомобильном, железнодорожном, внутреннем водном и морском транспорте в пределах территории России. Владельцам и водителям мусоровозов нужно соблюдать правила перерезки грузов, которые установлены для каждого вида транспорта, и экологические требования, говорится в документе. Это позволит привести «мусорное» законодательство в соответствие с транспортным, отмечают авторы документа.
Ещё материалы: Владимир Бурматов, Владимир Гутенёв