Разработанный нашим министерством законопроект «О промышленной политике в РФ» создает основу для проведения единой промышленной политики как на федеральном и региональном уровнях, так и в различных отраслях экономики. Наконец можно будет решить назревшую проблему и с определением правового статуса индустриальных парков и промышленных кластеров.
Упор делается на стимулирование промышленного сегмента путем привлечения долгосрочных кредитных ресурсов на приемлемых ставках. Это фактически означает переход к новому инструменту финансирования в рамках поддержки инвестпроектов, когда внутри них финансируется НИ-ОКР. Одновременно усиливается контроль за эффективностью использования госресурсов. Если определенные индикаторы и показатели не достигаются, то субсидии возвращаются, причем со штрафными санкциями.
Среди новаций я бы особо отметил специальные инвестиционные контракты, которые заключаются между РФ в лице уполномоченного органа и инвестором. Их можно рассматривать как механизм предоставления инвестору максимально благоприятных условий, чтобы в качестве экономического эффекта получить добавочный продукт, новые рабочие места и налоговые поступления.
Одна из особенностей — активное внедрение наилучших доступных технологий в производство промышленной продукции с целью роста эффективности промышленных секторов.
Законопроект предусматривает необходимость разделения видов финансирования НИОКР в гражданской и оборонной промышленности. Статья о приоритете продукции, выпущенной на территории РФ, формирует мощный идеологический посыл в части повышения уровня управления государственным спросом в интересах именно отечественного реального сектора.
Буквально за последний год Минпромторг принял полтора десятка новых нормативных документов, в которых выражена новая идеология с точки зрения финансирования инфраструктурных и инвестиционных проектов, а также научно-прикладных работ. Практически во всех отраслях сформированы специальные инструменты по мерам господдержки.
Это хороший вызов для российских промышленников, учитывая непростую внешнюю и внутреннюю ситуацию. Сегодня нам предстоит максимально использовать емкость внутреннего рынка для развития локального производства и создания добавленной стоимости на территории РФ. Многие отрасли нуждаются в совершенствовании регулирования обращения той или иной продукции в плане повышения внутреннего спроса на нее и увеличения производственного потенциала России.
Минпромторг ставит задачу снижения доли потребления импорта в целом по обрабатывающей промышленности с 51 до 39 процентов. Основное внимание уделяется созданию отечественных образцов, приоритетных и критических видов продукции и технологий. Оптимальные условия для предприятий формируются через корректировку нормативной базы, развитие регулятивных мер поддержки и механизмов стандартизации. Параллельно с законопроектом «О промышленной политике» сейчас в ГД рассматривается законопроект «О стандартизации», который фактически вводит новые подходы к норматированию и регулированию этого процесса.
Подытоживая, скажу, что основной вектор мер стимулирования промышленной деятельности в России направлен на увеличение потенциала самого производственного сектора. Емкость внутреннего рынка по многим отраслям обрабатывающей промышленности позволяет увеличить объем выпуска продукции просто в разы. Возможности есть. Например, в черную металлургию за последние 10-13 лет было инвестировано порядка триллиона рублей, благодаря чему она стала одной из самых конкурентоспособных в мире.
Наконец, о кадрах. Мы сегодня фактически точечно в каждой из отраслей занимаемся отдельными программами их подготовки. Только увеличение возможностей компетенций и получения новых знаний специалистами гарантирует осуществление всех тех мер, которые заложены сейчас как в рамках государственной поддержки, так и в рамках корпоративных и стратегических планов самих предприятий и организаций.