Могут ли в России заблокировать YouTube
Государство до последнего проводило относительно мягкую политику в отношении западных интернет-гигантов, пришла пора сменить акценты
Видеосервис YouTube, принадлежащий Google, 28 сентября удалил без возможности восстановления два канала на немецком языке, принадлежащих «России сегодня», — RT DE и Der Fehlende Part. Главный редактор МИА «Россия сегодня» и RT Маргарита Симоньян назвала происходящее «медийной войной», призвав в своём Telegram-канале запретить вещание Deutsche Welle и других немецких СМИ на территории России, а также закрыть корпункты ARD и ZDF. В Госдуме и Совете Федерации подчеркнули очевидную политическую подоплеку в действиях Google, призвав быть готовыми жёстко отреагировать на них.
Ответ будет
МИД России 29 сентября сообщил, что собирается предложить компетентным ведомствам принять ответные меры против немецких СМИ в связи с блокировкой немецкоязычных каналов RT на YouTube. МИД также отметил, что на неправомочные действия в отношении медиапроекта, который занимает четвёртое место в рейтинге популярности немецкоязычных СМИ в категории «Новости и политика», хостинг пошёл при гласной и негласной поддержке германских властей и местных СМИ.
«Американская интернет-платформа и немецкие власти своими действиями привели к тому, что 700-тысячная немецкоязычная аудитория, подписавшаяся на упомянутые интернет-каналы, в одночасье лишилась выбранного ею источника информации», — заявил МИД.
Министерство обратило внимание и на дату блокировки — 28 сентября, когда отмечается Международный день всеобщего доступа к информации. МИД указал, что попытки хостинга увязать действия с некими «нарушениями внутренних правил сообщества» рассматриваться не могут и не будут.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также увидел в действиях YouTube нарушения законов России. «Нарушены весьма грубо, потому что, конечно, это сопряжено и с цензурой, и с препятствованием распространению информации СМИ», — заявил он.
Ранее в пресс-службе Google объяснили удаление в YouTube двух каналов немецкого подразделения RT распространением ложных сведений о коронавирусе.
IT-гигант пояснил, что объявлял предупреждение RT DE за загрузку контента, нарушающего правила в отношении «ложной медицинской информации о COVID-19», что в итоге привело к приостановке его прав на публикацию видео.
Пора принимать решительные меры
В России к YouTube неоднократно появлялись претензии из-за необоснованной блокировки роликов и аккаунтов, а также неудаления запрещённого контента. При этом ранее глава компании Сьюзан Воджицки заявляла, что сервис сделает всё возможное, чтобы наладить работу с российскими властями. Однако рассчитывать, что мировая интернет-компания по доброй воле прекратит противоправную деятельность в отношении России, не стоит, заявил «Парламентской газете» председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
Сенатор напомнил, что Совфед давно бьёт в набат из-за того, что мировые интернет-гиганты преследуют исключительно собственные, зачастую политизированные цели, оставляя без внимания интересы целых государств. И ситуация будет только усугубляться и выходить из-под контроля, считает он. Пушков отметил, что позиция игнорирования IT-гигантами требований и предписаний Роскомнадзора рано или поздно привела бы к конфликтной ситуации, в которой сейчас и оказался YouTube, удаливший два канала RT по надуманному поводу.
«Мы видим, как глобальные интернет-платформы превратились из поставщиков новостей, оценок и мнений в структуру, тщательно просеивающую и подбирающую нужную им информацию, — уточнил Пушков. — Её качество и правдивость оценивают пять-шесть человек в компании, как правило, выраженно либеральных взглядов. О какой объективности может идти речь?»
Сенатор напомнил, что заокеанский видеохостинг исходя из своих политических предпочтений уже отключил 25 российских информационных ресурсов. «После того как в России приняли ряд важных законов о деятельности интернет-платформ и мы ужесточили нашу позицию, Google пошёл по пути выполнения некоторых требований Роскомнадзора, — признал Пушков. — Однако многие предписания остаются невыполненными. Шаги, предпринятые в отношении RT, говорят, что руководство «Гугла» пока придерживается своей прежней конфликтной линии».
Читайте также:
• Силу замедленного реагирования испытали на Twitter
«Google объяснил удаление каналов RT якобы распространением ложных сведений о COVID-19, ссылаясь на некие «правила сообщества». Но эти правила — миф. Их устанавливает руководство платформы и навязывает всем ресурсам. Кто им дал право оценивать объективность или предвзятость суждений, если ситуация с коронавирусом и данные о нём меняются каждый день? По каким критериям они оценивают правдивость информации?» — недоумевает сенатор.
Пушков отметил, что Россия до последнего времени проводила относительно мягкую политику в отношении западных интернет-гигантов, которые злоупотребляют своим доминирующим положением в интернет-пространстве.
«Рассчитывать, что они прекратят принимать произвольные решения, не приходится, это их политическая линия, — подытожил законодатель. — Поэтому мы должны быть готовы к серьёзным шагам. Одними штрафами тут не ограничиться. Как показывает практика, в странах, которые подобные проявления своеволия жёстко пресекают, Google ведёт себя значительно аккуратнее, опасаясь, видимо, утраты важных для него в финансовом отношении информационных пространств».
Двойные стандарты
Ранее стало известно, что YouTube запретил контент, ставящий под сомнение исход выборов. Речь идёт о материалах, рассказывающих, что на уже утверждённые результаты выборов повлияли фальсификация, ошибки или технические сбои. Правда, пока запрет касается только голосования в США и Германии.
«Создание особого неправового поля для всех государств, кроме двух, нарушает принципы демократии и прав граждан практически всего мира, — написал спикер Госдумы Вячеслав Володин в своём Telegram-канале. — Это неправильно. Важно называть вещи своими именами. Более того, этот вопрос необходимо обсуждать и в Организации Объединённых Наций. Правила невмешательства в выборы суверенных государств должны быть обязательны для всех международных IT-компаний и распространены на все страны».
По словам председателя палаты, решение не вмешиваться и не подвергать сомнению выборы всего в двух странах — «двойные стандарты и неприкрытое пренебрежение ко всем остальным государствам, к их национальному законодательству».
«По отношению к нашей стране и её гражданам мы считаем такое поведение недопустимым. Правильно, чтобы Комитет Государственной Думы по безопасности и Комиссия по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России изучили ситуацию и задали вопросы представителям YouTube», — предложил спикер.
Также Володин поинтересовался, почему этим вопросом не задаются в ПАСЕ, ведь в списке стран, в дела которых нельзя вмешиваться, нет Франции, Великобритании, Италии, какого-либо другого европейского государства, кроме Германии.
Глава Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн назвал YouTube главным героем информационной повестки последних дней. «ИТ-корпорации регулярно заявляют, что они вне политики и несут общемировую миссию, не связывая свою работу с каким-либо государством, — сказал он «Парламентской газете». — Это правильные тезисы, но на практике мы видим другую картину. Опубликованные новые правила YouTube — очередной пример политически ангажированной модерации контента, по сути — цензуры».
По словам Хинштейна, введение подобных дискриминационных правил будет способствовать росту числа фейков и росту объёма недостоверной информации о выборах в неугодных странах, с которыми YouTube, ссылаясь на свои же правила, бороться не будет.
Что мы знаем о YouTube
Согласно данным портала Hootsuite, в YouTube зарегистрировано 2 миллиарда пользователей. Видеохостингом пользуется 73 процента взрослых в США. Почти 15 процентов трафика канала также приходится на США.
Видеохостинг работает на 80 языках в 91 стране мира, поэтому только 33 процента популярных видео на YouTube на английском языке.
По данным портала AvertMedia, 87 процентов интернет-аудитории России — 62 миллиона уникальных пользователей — просматривают ролики на канале YouTube. Возрастная группа от 25 до 34 лет представляет наиболее активных пользователей видеохостинга. Мужчины потребляют видеоконтент больше женщин, в основном они смотрят ролики про гаджеты, электронику, компьютерные игры, спорт, автомобили, новости, хобби и науку.