Эксперт: Европа при помощи углеродного налога хочет изменить расклад в мировой торговле
Введение трансграничного углеродного народа, помимо заботы об экологии, предназначено для того, чтобы изменить расклад в международной торговле. Об этом «360» заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Еврокомиссия 14 июля опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Цель вводимого Евросоюзом углеродного налога — «уравнять» продукцию, произведённую в ЕС, где выбросы CO2 на производстве минимизируются, и импортируемую из третьих стран, где выбросы высоки. По методике, утверждённой Минэкономразвития, новые налоги могут обойтись российским поставщикам железа, стали, алюминия и удобрений минимум в 1,1 миллиарда евро в год, пишет РБК 26 июля.
Юшков пояснил, что развивающиеся страны используют ископаемые источники энергии: газ, нефть, уголь. Например, Китай активно использует дешевый уголь, за счёт чего достигается низкая себестоимость товара.
«И европейцы не могут конкурировать с китайской экономикой, у которой товары выходят дешевле. В Европе же, наоборот, очень много возобновляемых источников энергии, а это дорогая энергия», — отметил эксперт.
Однако после введения налога дешёвая ископаемая энергия больше не будет конкурентным преимуществом, а станет обременением. В свою очередь, товары, произведённые на возобновляемых источниках энергии, не будут облагаться налогом. В итоге европейцы будут искать выгодные по себестоимости товары, а импорт из других стран станет нерентабельным из-за больших выплат. Таким образом поменяется система глобальной торговли, уверен специалист.
Он подчеркнул, что руководство России уже задумалось о создании своей системы подсчёта углеродного следа на базе международных методик.
«Это даст возможность взимать углеродный налог внутри страны, чтобы эти деньги не уходили в Европу и экономика страны не страдала. Полученные средства можно будет дать производителям в качестве субсидий. Сейчас идет разработка механизмов и согласования, чтобы ЕС не брала второй раз налог с наших товаров», — заключил Юшков.
Трансграничный углеродный налог — новый инструмент климатической политики Европейского союза, который призван обеспечить выполнение норм Парижского климатического соглашения. Согласно документу, страны должны не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на два градуса от доиндустриального уровня. При этом в соглашении нет конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению выбросов углеродного газа, каждая из стран самостоятельно определяет политику в этой сфере.
Читайте также:
• ЕК: полная ликвидация углеродных выбросов потребует перестройки экономики Евросоюза • В кабмин внесли проект об экспериментальном регулировании СО2
Для выполнения своих целей по Парижскому соглашению ЕС в 2021 году начал исполнять «Европейский зеленый пакт» (European Green Deal). Его цель — достижение нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году.
Согласно проекту ТУР, платежи по нему стартуют в 2026 году и начнут действовать в полную силу с 2035 года. Параллельно доля бесплатных разрешений на выбросы для европейских производителей и экспортёров по ежегодной квоте в системе углеродной торговли ЕС с 2026 года начнёт сокращаться на 10 процентов в год, но сохранится до 2035-го.
Россия в целом негативно оценивает инициативу ЕС, поскольку большая часть экспорта в Европу — это углеродоёмкие товары. Таким образом, поставщики могут оказаться в уязвимом положении, хотя, по рамочной конвенции ООН об изменении климата, меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли.
Ксения Афанасенко