Минск не заменить «нормандским форматом»
В Совфеде уверены, что встреча обновлённой четвёрки не будет иметь смысла, пока Киев не начнет выполнять свои обязательства
Пять лет назад в Минске на встрече трехсторонней контактной группы по Украине была достигнута договорённость о прекращении огня на юго-востоке страны и согласован план мирного урегулирования. С тех пор встречи в столице Белоруссии между лидерами стран проходили при посредничестве Александра Лукашенко.
Дипломатия в тупике
Подписанный пять лет назад в Минске документ называется «Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президмакента России Владимира Путина». 12 пунктов этого документа могли бы, видимо, стать основой для прекращения боевых действий в Донбассе, так как в нем представители Украины, России, непризнанных ДНР и ЛНР, а также ОБСЕ обозначили вполне реальные шаги к миру.
И шаги эти были такими:
«1. Обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия.
2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.
3. Осуществить децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
4. Обеспечить постоянный мониторинг на российско-украинской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и Российской Федерации.
5. Немедленно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.
6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые произошли в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
7. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.
8. Принять меры для улучшения гуманитарной ситуации в Донбассе.
9. Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
10. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.
11. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.
12. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций».
Увы, но ни один из этих пунктов протокола на деле так и не был выполнен. Как, впрочем, и договоренности по юго-востоку Украины, достигнутые и на более высоком уровне, в частности, в так называемом нормандском формате.
Начиная с июня 2014 года, когда лидеры Франции, Германии, Украины и России собрались в Шато-де-Бенуавиль, чтобы впервые обсудить ситуацию в Донбассе, такие встречи проводились неоднократно. Но самая длительная и на первый взгляд результативная прошла в феврале 2015 года в Минске. По ее итогам был принят комплекс мер по выполнению Минских соглашений и разработаны шаги по имплементации этих договоренностей. В телефонных беседах и в ходе переговоров на уровне МИД в разное время стороны обсуждали возможности расширения полномочий специальной миссии ОБСЕ на Донбассе и ввод миротворцев, договаривались об отводе вооружения от линии соприкосновения и обмене удерживаемых лиц и так далее. Но ощутимых результатов дипломатические усилия так и не принесли.
Почему Зеленский начал звонить в Кремль
За прошедшее лето новый президент Украины Владимир Зеленский уже дважды говорил с Владимиром Путиным по телефону. После молчаливого поведения Порошенко это кажется весьма настойчивыми попытками о чем-то договориться. Или создать видимость таких попыток?
«Его звонки не говорят вообще ни о чем. Они говорят об имитации бурной деятельности. Оба раза он звонил Президенту России по разным поводам, но смысл сводился к тому, мол, давайте что-нибудь сделаем. А что сделаем?» — недоумевает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.
Сенатор отметил, что Зеленский регулярно делает заявления о том, что Киев не будет идти на компромиссы и прямые переговоры с Донбассом, что не будет делать никакой амнистии и децентрализации — то есть прямо заявляет, что не намерен выполнять Минские соглашения. О чем же с ним тогда разговаривать?
«Все заявления о том, что он хочет мира, — это все демагогия. Хоть 33 раза пусть звонит. Дело не в звонках, дело в выполнении решений. И, кстати, будучи президентом, формируя фактически единолично правительство и имея большинство в парламенте, он в принципе может это сделать. Но он этого не делает. А почему? Тут можно гадать», - развел руками Климов.
Во время встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном 19 августа этого года Путин дал понять, что у него есть какая-то надежда на продвижение диалога по Украине. «На чем она основана — нигде это не расшифровано. Ясно, что речь идет о том, что он услышал из уст Зеленского во время телефонного разговора», - считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
«Нормандская четверка» останется четверкой
Предлагая устроить встречу в «нормандском формате», Владимир Зеленский однажды «закинул удочку» насчет расширения круга участников за счет США и Великобритании. Вашингтон, разумеется, ухватился за это предложение — но последнее слово за Москвой, Францией и Берлином. В России не видят поводов для включения Америки в «нормандский формат».
В переговорах участвуют только страны, которые выступили гарантами Минских соглашений, напомнил Андрей Климов. «США не имеют к этому документу никакого отношения, за исключением того, что их представитель в свое время голосовал за утверждение Минских соглашений в ООН. Я не знаю, согласятся ли все. У Москвы есть масса вопросов на эту тему», — сказал сенатор.
Кроме того, добавил он, расширение формата приведет к еще большей неразберихе. «Две стороны — трудно найти консенсус. Три стороны - очень сложно. Четыре стороны - почти невозможно (в данном конкретном случае). А если будет пять-шесть сторон - это станет дополнительным тормозом. Если вы кого-то вводите в любые переговоры в качестве новой стороны, то эта сторона автоматически получает право вето. И тогда она будет выкручивать руки всем остальным. Надо ли это Германии или Франции - я не уверен на самом деле», - отметил Климов.
Подобного мнения придерживается и его коллега, первый зампред Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. «Ну, давайте все страны ООН пригласим в этот формат, но смысл? — рассуждает сенатор. - Великобритания здесь сбоку припека, она вообще не касалась этой ситуации. США - понятно, что есть вмешательство с их стороны, но они вообще далеки от этого региона, и не думаю, что глубоко интересуются ситуацией».
Три вопроса к Киеву
О чем может идти речь за «нормандским столом» переговоров, ни один политик предположить не берется. Но есть очевидные вопросы, обойти которые невозможно, считает Джабаров.
«Первым напрашивается вопрос: почему до сих пор не выполнены Минские соглашения? Прошло столько времени, а Киев ни одного пункта, по сути, так и не выполнил», — отметил сенатор.
Во-вторых, продолжил он, настало время спросить в «нормандском формате» с Украины: почему она не идет навстречу своим гражданам, не хочет с ними общаться, не вступает в прямые переговоры с Донбассом?
«И третье — надо определиться, сколько это еще будет продолжаться? Ведь беспрерывная война приводит к тому, что Донбасс все дальше и дальше отходит от Украины», - резюмировал Джабаров.
Чтобы восстановить мир, нужно начать договариваться, а иначе эта проблема сохранится на долгие годы и приведет к распаду Украины, пояснил он. При этом парламентарий подчеркнул, что Россия в таком сценарии не заинтересована.
Если все участники «нормандского формата» поддержат эту концепцию, тогда процесс урегулирования должен сдвинуться с мертвой точки, полагает Владимир Джабаров. Но пока никто никакого давления на Украину не оказывает в этом плане, посетовал он.
«Нормандский формат» не работает без минского
Но стоит ли собираться президентам четырех стран лишь для того, чтобы спросить одного из них, почему он ничего не делает? «Нормандский формат» — это площадка, на которой встречаются стороны, участвовавшие в подготовке Минских соглашений, чтобы обсудить предложения о том, как сделать процесс их выполнения более активным, или выработать совместный план действий в случае какого-то явного недоразумения, поясняет Андрей Климов. «Ни того, ни другого сегодня нет. Есть невыполнение Киевом совершенно очевидных требований Минских договоренностей», - резюмировал он.
Последняя встреча «нормандской четверки» состоялась в 2016 году. На ней стороны пришли к ряду договоренностей, ключевая из которых получила название «формула Штайнмайера» по фамилии ее инициатора, на тот момент главы МИД Германии. По сути, это был компромисс, на который согласилась Москва и который изменил порядок выполнения пунктов Минских соглашений: предполагалось, что закон об особом статусе Донбасса будет имплементирован на временной основе в день выборов местной власти на этой территории, а на постоянной основе - после подведения итогов и подтверждения результатов от ОБСЕ.
Однако даже в таком виде эта часть Минских соглашений выполнена не была. И кажется чрезвычайно маловероятным, что украинская сторона на это согласится, полагает Михаил Погребинский. «Поэтому я вообще не понимаю, о чем они будут говорить на встрече в «нормандском формате». По крайней мере, пока нет никаких признаков того, что украинская сторона согласится на эту «формулу Штайнмайера». А если не согласится — Путин дал понять, что встречаться в этом случае не будет», - полагает политолог.
Что заставит Киев выполнить Минские соглашения
По мнению Погребинского, президенту Украины нужно преодолеть внутреннее сопротивление, чтобы принять требования Москвы. «Без выполнения этих требований Москва встречаться не будет. И это поддержано и Макроном тоже фактически. А как Зеленский разберется со своими, которые говорят, что не надо вносить изменения в конституцию, не надо принимать закон об амнистии, — не знаю», - сомневается политолог.
По его словам, о том, нашел ли Владимир Зеленский такую возможность, даст понять работа Верховной рады. «В сентябре прояснится многое. Но пока больше вопросов, чем ответов», — констатировал политолог.
Основная задача нормандской встречи заключается в одной фразе: господа из Киева, начинайте разговаривать с собственным народом. Нельзя восстановить мир на Донбассе,если вы называете другую сторону сепаратистами, бандитами.
Как отмечал Андрей Климов, встреча в «нормандском формате» не будет иметь смысла, пока Киев не начнет выполнять возложенные на себя в Минске обязательства. Пока же не реализован даже первый пункт о прекращении огня, рассказал первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.
«Так называемое хлебное перемирие, о котором договорились стороны, на самом деле не действует. Каждый день на территории ДНР и ЛНР прилетают десятки 120- и 150-миллиметровых снарядов. И каждый вечер в прифронтовых районах снайперы обстреливают дома, в которых загорается свет, обстреливают мирное население», — рассказал депутат, который сам регулярно навещает республики Донбасса. Он подчеркнул, что на Донбассе за время правления Зеленского уже погибли 38 человек - это только мирные граждане, старики, женщины, дети.
Чтобы Украина начала выполнять Минские соглашения, руководство этой страны должно «переродиться» из ястребов в голубей, то есть людей, готовых к мирному диалогу, считает Водолацкий.
Донбасс открыт к диалогу
Еще одна важная задача: создание внутри Украины группы, которая бы могла вести прямые переговоры с руководителями республик - Леонидом Пасечником от ЛНР и Денисом Пушилиным от ДНР, считает Виктор Водолацкий.
«Тогда уже можно будет садиться за стол переговоров в «нормандском формате». То есть сначала нужно запретить нацизм, сесть за стол переговоров с Пасечником и Пушилиным и еще вчера прекратить обстрелы мирного населения. Тогда появится возможность для диалога», — резюмировал депутат Госдумы.
Он заверил, что лидеры Донецкой и Луганской народных республик давно готовы к прямому диалогу с Украиной. «У них есть конкретные предложения и решения, есть «дорожная карта», — уточнил парламентарий.
Нужно понимать также, что у лидеров республик есть мандат доверия от населения на проведение переговоров. «Более 90 процентов жителей пришли на выборы глав республик. Я был там в то время, и люди говорили: мы еще раз вам показываем, что мы не глав выбираем — наша явка показывает наше единство, единство жителей Донбасса, ЛНР и ДНР в своих решениях», - рассказал парламентарий.
Хроника. Как Зеленский собирал «нормандский стол»
5 июля. Президент Украины заявил, что ни он, ни его команда не подписывали Минские соглашения, но готовы их исполнять: «идти по пунктам к выполнению всех минских договоренностей, для того чтобы наконец у нас был мир».
8 июля. Владимир Зеленский предложил Владимиру Путину провести в Минске переговоры и обсудить Крым и ситуацию в Донбассе. «Надо поговорить? Надо. Давайте обсудим, чей Крым и кого там нет в Донбассе», — заявил он. При этом он предложил позвать на переговоры еще и лидеров Франции и Германии, а еще - США и Великобритании.
18 июля. Глава МИД России Сергей Лавров сказал, что планировать новый саммит в «нормандском формате» можно будет только после выполнения всех решений последней аналогичной встречи.
31 июля. Представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе Роман Бессмертный сообщил об отказе США участвовать в переговорах в «нормандском формате». «Реакция Госдепа США, на мой взгляд, была абсолютно конкретной. Они дали понять: на данный момент расширение «нормандского формата» невозможно», - сказал он.
6 августа. Владимир Зеленский в Facebook призвал лидеров стран — участниц «нормандского формата» собраться для возобновления переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе. Такое заявление он сделал в связи с гибелью четверых украинских военных на донбасском фронте.
7 августа. По сообщению пресс-службы президента Украины, Зеленский поговорил по телефону с Макроном, и тот поддержал идею встречи в «нормандском формате».
Также французский лидер обещал связаться с Президентом России и канцлером Германии, чтобы согласовать этот вопрос.
В тот же день Зеленский позвонил Владимиру Путину (уже второй раз). Темой беседы стала ситуация в Донбассе и возможность встречи в «нормандском формате». «Президент России подчеркнул, что для деэскалации конфликта необходимо прежде всего исключить дальнейшие обстрелы украинскими войсками населенных пунктов Донбасса, приводящие к жертвам среди мирного населения», — сообщалось на сайте Кремля. «Я говорю, что наших людей убивают. Мне говорят, что там есть какие-то детали, что наши люди стреляют по гражданским людям», - пересказал разговор сам Зеленский.
9 августа. МИД Франции, комментируя возможность подключения США к «нормандским переговорам», заявил: «Изменение «нормандского формата» не стоит на повестке дня».
13 августа. Президент Украины освободил Романа Безсмертного от обязанностей представлять Киев в политической подгруппе по Донбассу.
15 августа. В США считают интересным предложение Владимира Зеленского о расширении «нормандского формата», заявил временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тейлор. «Конечно, надо, чтобы другие участники «нормандского формата» высказались о том, что они думают о присоединении США или Великобритании. Но я могу сказать, что нам это интересно», — сказал глава дипмиссии.
19 августа. Владимир Путин перед встречей с Эммануэлем Макроном сообщил, что проинформирует его о контактах с Зеленским. «Здесь есть некоторые вещи, которые можно обсуждать, которые внушают такой осторожный оптимизм», — отметил Президент России. Макрон сообщил, что через несколько дней дипсоветники двух стран приступят к подготовке следующей «нормандской встречи» на высшем уровне.