Минпросвещения проверит качество контента образовательных курсов
Сенатор Рукавишникова рассказала, какие предложения Петербургского международного юридического форума могут стать законами
Авторы образовательных курсов для подготовки школьников к экзаменам должны подтверждать качество производимого ими контента в Минпросвещения, считает первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики Ирина Рукавишникова. Такое предложение уже взято сенаторами в работу, сообщила она «Парламентской газете».
- Ирина Валерьевна, какие предложения Петербургского международного юридического форума Комитет Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству возьмет в разработку?
- В рамках Петербургского международного юридического форума мы совместно с коллегами — законодателями и представителями экспертного юридического сообщества — обсудили широкий спектр вопросов, касающихся, в том числе, защиты прав граждан в цифровом пространстве и создания безопасной информационной среды.
В ходе многочисленных дискуссий участники озвучили интересные инициативы, которые могут найти отражение в действующем законодательстве. В частности, предложения экспертов касались возможностей противодействия распространению некачественной и недостоверной просветительской информации, направленной на детскую и подростковую аудиторию. Уже взято в работу предложение о введении требований к авторам образовательных курсов по подготовке школьников к экзаменам, о необходимости подтверждения качества производимого ими контента в Минпросвещения с последующим размещением материалов на государственной платформе «Сферум».
- На форуме предлагали переименовать будущий Цифровой кодекс в Информационный. Зачем это нужно и как идет работа над этим документом?
- Главная цель создания Цифрового кодекса — систематизировать и упорядочить разветвленную систему федеральных законов в сфере информационных отношений и цифрового права. Поэтому разработка кодекса представляет собой сложный и длительный процесс, который значительно отличается от классических методов подготовки нормативных правовых актов. Отмечу, что проект Цифрового кодекса концептуально поддержан законодателями и экспертами в рамках состоявшегося на площадке Совета Федерации первого публичного обсуждения документа.
Работа по созданию Цифрового кодекса далека от завершения. В частности, существует необходимость проработки в документе ряда важных сфер законодательного регулирования, касающихся в том числе использования технологий искусственного интеллекта, а также обеспечения достоверности информации в Сети и формирования безопасного информационного пространства. Кроме того, остается дискуссионным вопрос о наименовании документа — так, Совет Федерации выступает за принятие в дальнейшем Информационного кодекса.
Считаю, что изменение названия позволит сформировать новую отрасль законодательства — информационное право, которое включает в себя широкий спектр правоотношений, поскольку информация существует не только в цифровом, но и в аналоговом формате. Прежде всего, так законодатели смогут гарантировать защиту прав граждан на выбор способа коммуникации, в том числе с государственными органами и предпринимательскими структурами. Информационный кодекс позволит сформировать полноценный контур информационной безопасности граждан.
- Вы прежде сообщали о готовящихся поправках, защищающих людей, которых привлекают к ответственности за нарушения, снятые на уличные камеры. О чем идет речь?
- На площадке Совета Федерации регулярно проводится мониторинг федерального и регионального опыта применения цифровых технологий для выявления, предотвращения и пресечения административных правонарушений. Безусловно, такие технологии значительно повышают эффективность реагирования, а также способствуют реализации принципа неотвратимости ответственности, следовательно — повышению гарантий безопасности.
Но применение цифровых технологий при производстве по делам об административных правонарушениях ставит перед законодателями серьезные задачи, связанные с регулированием использования таких технологий и обоснованием юридической силы полученной с их помощью информации. При этом необходимо также обеспечить правовые гарантии законности и обоснованности привлечения граждан к административной ответственности.
В этом направлении уже ведется законодательная работа. В частности, сенаторами подготовлены поправки в КоАП, предусматривающие прекращение дел, если правонарушение зафиксировано специальными техническими средствами, которые не соответствуют установленным требованиям, а также для которых не соблюден установленный порядок их размещения или применения.
Читайте также:
Ещё материалы: Ирина Рукавишникова