Минпромторг обещает скидки на электрические грузовики и автобусы
Поддерживать предложили только отечественных производителей — чтобы рынок электрокаров в России не стал китайским
До двух миллионов рублей смогут сэкономить покупатели легких и средних грузовиков и автобусов на электрической тяге. Такую меру поддержки разработали в Минпромторге и вскоре закрепят правительственным постановлением. Размер скидки на легковой электромобиль останется прежним — 925 тысяч рублей, но ее хотят давать только покупателям высоко локализованных, то есть произведенных большей частью в России, машин. Рынок электрокаров в нашей стране в 2024 году уже продемонстрировал трехкратный рост, эксперты заговорили о новой проблеме — дефиците зарядных станций. Зачем россиян хотят пересадить на электрические авто и как будут решать сопутствующие проблемы, узнала «Парламентская газета».
Сейчас — хорошо, дальше — сложно
По итогам января-апреля 2024 года рынок электрических автомобилей в России, по данным Минпромторга, составил 8742 единицы. По сравнению с тем же периодом прошлого года продажи взлетели втрое. Из всех электрокаров только 17 процентов произведены в России, остальные либо приехали из дружественного Китая, либо попали к нам по параллельному импорту. На автомобили с двигателем внутреннего сгорания сейчас приходится 98,4 процента всего российского парка. Но динамика крайне позитивная, порадовался зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров на круглом столе 21 мая. «Можно сказать, что первый этап — привыкание и формирование устойчивого спроса на электротранспорт — у нас пройден», — заключил сенатор.
Впереди — самые интересные и сложные этапы. Начиная от локализации производства электромобилей производителей из дружественных стран, заканчивая построением цепочки производства, проектирования и создания собственных транспортных средств. Последнее, по мнению Федорова, сегодня безусловный приоритет. Именно на развитие собственного производства должны ориентироваться все меры поддержки.
«Этот «забег» не на год или пять — нужно выстраивать эффективную систему подготовки инженерных кадров во всех смежных отраслях», — сказал зампред комитета Совфеда.
О перспективах рынка электрокаров в своем Послании 2024 года говорил Владимир Путин. По его словам, в ближайшие годы субъекты РФ дополнительно получат около 40 тысяч автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов.
Электрокары — только для богатых?
Собственные электромобильные мощности в России есть, напомнил врио директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Цылев. Весной 2022 года запустили производство в Липецке, осенью того же года заработал конвейер завода «Москвич», который выпускает, в том числе, электрокары. В прошлом году в серию пошли легкие коммерческие электромобили, а в третьем квартале 2024-го, как ожидается, в Удмуртии начнут выпускать «e-Largus», электрическую версию популярного отечественного универсала.
Чтобы спрос на электрокары продолжал расти, Минпромторг его стимулирует — в частности, в программе льготных автокредитов есть отдельный пункт про такие авто. Скидку на их покупку в прошлом году увеличили с 625 тысяч до 925 тысяч рублей, этими деньгами можно оплатить до 35 процентов стоимости машины. Теперь в ведомстве планируют расширить льготу на коммерческий транспорт и автобусы, скидки на которые могут составить два миллиона рублей, сообщил Алексей Цылев. «Поддержка локализованной продукции — наш приоритет, — сказал он. — Но надо соблюдать баланс, чтобы достигать целевых показателей по внедрению в России электротранспорта».
Будущий электрический «Ларгус» будет по-настоящему отечественным, заверил министр промышленности и торговли Удмуртии Виктор Лашкарев: уровень его локализации даже выше, чем у некоторых российских моделей с ДВС. Лашкарев предложил такую формулу: чем выше локализация, тем больше мер поддержки со стороны государства должны получать производители. Это позволит сделать электромобили доступнее. Сейчас, по словам удмуртского министра, электрические машины покупают в основном богатые люди, которые могут себе их позволить, при этом они еще и получают солидную скидку.
Средняя стоимость нового электрокара в России — шесть миллионов рублей, подержанного — три миллиона.
Как сделать платное бесплатным
Производители в основном довольны, как развивается рынок, о чем рассказали в Совфеде. Но есть и проблемы, например, уже сегодня ощущается нехватка зарядной инфраструктуры, а к 2030 году, если динамика авторынка сохранится, дефицит электрических зарядных станций (ЭЗС) станет по-настоящему острым. До сих пор нет четкого регламента размещения ЭЗС в жилых домах, как новых, так и уже построенных, напомнил представитель «КамАЗа» Рустам Мамдеев. Концерн, который специализируется на выпуске электробусов и грузовиков, предложил устанавливать ультрабыстрые зарядные станции на вылетных магистралях. Кроме того, там полагают правильным обнулить стоимость проезда по платным трассам для электрических такси и машин каршеринга.
Гендиректор производителя коммерческого электротранспорта Илья Рашкин попросил рассмотреть возможность проезда машин с грузами по выделенным полосам. По его словам, для логистических компаний это станет огромным аргументом в пользу использования электромобилей, а излишней нагрузки на дороге не создаст.
Средняя стоимость часа зарядки на ЭЗС сегодня составляет 22 рубля, поскольку производителей такого оборудования поддерживает государство. Без субсидий цена была бы выше минимум на пять рублей, а если меры поддержки расширить, то можно заряжать машины в среднем за 16,6 рубля в час, привел расчеты гендиректор производителя ЭЗС Андрей Гурленов. Нужны дополнительные субсидии на оборудование, льготные займы и бесплатный эквайринг.
Все прозвучавшие предложения войдут в резолюцию круглого стола, их направят для рассмотрения в соответствующие ведомства, сообщил Юрий Федоров. В палате регионов планируют регулярно возвращаться к теме развития в России электротранспорта.
Читайте также:
Ещё материалы: Юрий Федоров