Минобороны предложило ввести уголовную ответственность за контрафактную военную продукцию
Министерство обороны подготовило пакет законопроектов, устанавливающих основы противодействия незаконному обороту оборонной продукции. В частности, предлагается учредить единый реестр физлиц и компаний, причастных к обороту некачественной продукции. Также устанавливаются варианты уголовного и административного наказания за такую деятельность. Документы опубликованы на федеральном портале нормативных правовых актов.
Первый законопроект предусматривает внесение изменений в ФЗ о гособоронзаказе и в ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Как отмечается в пояснении, проект подготовлен в рамках реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.
Инициатива предусматривает законодательное утверждение таких понятий, как «контрафактная оборонная продукция», «недоброкачественная оборонная продукция», «незаконное производство, доставка и закупка оборонной продукции» и «фальсифицированная оборонная продукция».
«Анализ имеющихся в распоряжении Минобороны России данных показывает, что на этапах приёмки и эксплуатации оборонной продукции выявляются факты использования контрафактной оборонной продукции, оборонной продукции ненадлежащего качества и неизвестного происхождения», — говорится в пояснении.
Авторы инициативы отмечают, что в настоящее время отсутствует механизм, который бы ограничивал участие компаний и физлиц, причастных к производству и поставкам некачественной оборонной продукции, в выполнении гособоронзаказа.
Для решения этой проблемы проект, в частности, предусматривает введение единого межведомственного реестра юрлиц, ИП и физлиц, причастных к незаконному производству, доставке и закупке оборонной продукции. Такой реестр должен стать инструментом для госзаказчика по оценке рисков выполнения гособоронзаказа при формировании и заключении госконтрактов.
Информация, размещённая в реестре, должна быть открытой и доступной без взимания платы. Порядок ведения реестра устанавливается Правительством.
Законопроектом также предусмотрены дополнительные меры по ограничению оборота недоброкачественной и контрафактной оборонной продукции. Недоброкачественная продукция подлежит изъятию, уничтожению или вывозу с территории РФ, а контрафактная — изъятию и последующему уничтожению.
Кроме того, Минобороны подготовило два законопроекта о внесении изменений в отдельные статьи Уголовного кодекса, которые устанавливают меру ответственности за производство и реализацию некачественной и контрафактной оборонной продукции.
Так, предлагается ввести уголовную ответственность за незаконное производство оборонной продукции (лишением свободы на срок от 3 до 5 лет, от 5 до 8 лет при совершении этих деяний группой лиц или в крупном размере); оборот недоброкачественной или фальсифицированной оборонной продукции (от 3 до 5 лет, от 5 до 12 лет при отягчающих обстоятельствах); подделку документов на оборонную продукцию (штраф или лишение свободы на срок от 5 до 10 лет).
Наконец, оборонное ведомство также подготовило проект закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях.
В частности, за производство, продажу или ввоз в РФ фальсифицированной или недоброкачественной оборонной продукции, если эти деяния не содержат признаков уголовного преступления, предлагается наказывать административным штрафом. Размер штрафа зависит от категории нарушителя: 70-100 тыс. рублей в случае обычных граждан, 100-600 тыс. — для ИП и 1-5 млн — для юрлиц.