Минфин предлагает усовершенствовать режим ТОР
Минфин изучает эффективность всех действующих преференциальных налоговых режимов в России, по результатам ведомство подготовит меры для улучшения режима территорий опережающего развития. Об этом сообщил директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Минфина Денис Борисов.
По его словам, министерство в том числе наблюдает за действием режима территорий социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР), который является одним из пилотных проектов.
«Действующая редакция Налогового кодекса предоставляет широкий спектр налоговых льгот резидентам ТОСЭР, начиная с региональных и заканчивая федеральными, включая НДПИ», — сказал Борисов на семинаре-совещании на тему «Территории опережающего социально-экономического развития и региональные инвестиционные проекты: проблемы совершенствования законодательства о налогах и сборах» в Совете Федерации.
Налоговые расходы (выпадающие доходы бюджета из-за льгот и преференций по налогам и сборам. — Прим. ред.), которые приходятся на все ТОР (и на Дальнем Востоке, и в моногородах), сейчас составляют более 40 миллиардов рублей. К 2023 году эта величина, как ожидается, может вырасти до 60 миллиардов рублей, отметил представитель Минфина.
«Очевидно с учётом масштабности, что более 90 процентов от этих налоговых расходов приходится на ДФО — в том числе за счёт того, что там действует режим свободной таможенной зоны с возможностью освобождения от пошлин, НДС и акцизов», — пояснил Борисов.
В Минфине при участии ФНС собрали данные по налогоплательщикам в 15 ТОР на Дальнем Востоке и 15 ТОР в моногородах по ключевым отраслям, отметил он. «В целом по резидентам выручка и капитальные вложения, чистая прибыль от продаж продемонстрировали положительную динамику», — подчеркнул директор департамента.
Читайте также:
• Матвиенко выступила за продление льгот для инвесторов в моногородах • Минэкономразвития выступило за продление льгот резидентам ТОР • Матвиенко поддержала идею продления льгот для инвесторов, работающих в моногородах со статусом ТОР
В то же время Борисов указал на существующие проблемы. Так, далеко не всегда режим ТОСЭР становится первопричиной реализации того или иного крупного проекта. По большей части компании, которые занимались этими проектами, могли пользоваться другими налоговыми льготами, превосходящими по размеру те, которые предоставляются в режиме ТОСЭР.
Он отметил, что отдача от ТОСЭР в ДФО по сравнению с другими преференциальными режимами (например, особыми экономическими зонами) пока меньше. «При этом наибольший размер налоговых расходов на каждого работника максимален в ТОСЭР ДФО, это неправильно», — добавил представитель министерства.
По итогам анализа Минфина будут даны конкретные поручения, уточнил он. В ведомстве, по словам Борисова, будут рады вместе с депутатами, сенаторами, представителями Минвостокразвития и Минэкономразвития начать проработку конкретных предложений, «чтобы этот режим стал более эффективным и служил заявленным целям, которые декларировались при его принятии».