Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Миграционная политика: совершенствование законодательного регулирования

29.10.2024 00:00

Миграция — это явление, которое всегда присутствовало в мировой практике и существует и по сей день. С одной стороны, ее можно рассматривать как фактор модернизации и прогрессивного развития общества и государства, с другой — как потенциальную угрозу национальной безопасности. Государства стремятся упорядочить миграционные процессы и предотвратить нелегальную миграцию, так как неконтролируемая и незаконная миграция может привести к потере стабильности и росту социального напряжения. Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации в основном определяются экономическими и социальными факторами, а также необходимостью обеспечения национальной безопасности.

В последние годы Россия активно совершенствует миграционное законодательство, вводя новые правила и ужесточая контроль. Недавно были приняты поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, направленные на усиление ответственности за незаконную миграцию. Также рассматриваются законопроекты, сокращающие срок пребывания иностранцев на территории России без визы, вводящие режим высылки и другие меры. Однако, несмотря на эти шаги, в миграционной политике России остается ряд проблем, одна из самых острых — отсутствие действенных механизмов социализации и ассимиляции мигрантов.

Можно выделить следующие:

  1. необходимость кодификации миграционного законодательства, обобщения различных форм миграции и норм, касающихся регистрации иностранцев, выдачи разрешений и квот на трудовую деятельность, унификации миграционных правил и создания понятных механизмов взаимодействия иностранных граждан с государственными органами,
  2. отсутствие определения базовых понятий трудоустройства мигрантов. Такие термины, как временная, краткосрочная, долгосрочная, образовательная, сезонная трудовая деятельность, а также организованное привлечение иностранной рабочей силы и квотирование не имеют точных формулировок в действующем законодательстве,
  3. законодательные пробелы также касаются целых блоков общественных отношений в сфере миграции, включая регулирование адаптации и интеграции мигрантов (в том числе культурной),
  4. отсутствие единой межведомственной системы сбора и учета информации о мигрантах, миграционных потоках, механизма проверки подлинности документов о владении русским языком,
  5. необходимость более широкого внедрения современных информационных технологий в процессы государственного контроля и предоставления услуг в сфере миграции с целью эффективного управления миграционными процессами.

Цифровизация — ключ к восполнению пробелов миграционной политики?

Цифровые технологии могут значительно улучшить процессы, связанные с миграцией, начиная от сбора данных до интеграции мигрантов в общество. Используя аналитические инструменты и алгоритмы обработки больших данных, Правительство может более точно прогнозировать миграционные потоки, выявлять тенденции и корректировать стратегии в соответствии с меняющимися условиями. Такие технологии позволяют быстро реагировать на возникающие вызовы и предлагать решения, основанные на фактических данных. Это актуализирует необходимость расширенного применения цифровых технологий в области публичного управления миграцией и находит подтверждение в пункте 29 Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы, утвержденной указом Президента РФ от 31 октября 2018 года № 622. В данном пункте выделяются три основные функции государственной миграционной политики, для реализации которых требуется использование информационных технологий: мониторинг миграционных процессов, миграционный надзор и предоставление публичных услуг.

Подход к использованию цифровых технологий в сфере публичного управления миграционными процессами в России, отраженный в действующей Концепции, однако, не охватывает все существующие и возникающие потребности в совершенствовании административных механизмов для достижения целей государственной миграционной политики. Это создает необходимость в более комплексном подходе к внедрению технологий в эту область. Среди всех ИТ-решений большим потенциалом обладает применение инструментов искусственного интеллекта (ИИ) в управлении миграционными потоками. С помощью ИИ, например, можно облегчить доступ мигрантов к рынку труда, анализировать разнообразные индивидуальные характеристики мигрантов, такие как страна происхождения, профессиональные навыки, уровень образования, семейный статус и так далее, чтобы определить их шансы на трудоустройство.

Кроме того, в рамках проблематики миграционного законодательства Российской Федерации необходимо проработать ряд следующих мер в регуляторно-правовом поле в целях обеспечения комфортной общественной среды и безопасности граждан России:

  1. разработать программу по замещению трудовых мигрантов гражданами России, обеспечив гражданам достойный уровень социально-трудовых гарантий,
  2. усилить контроль за сдачей экзаменов у мигрантов: сдача экзаменов на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ является обязательным требованием для получения разрешения на работу и проживания в России. Однако в реальности эта процедура часто становится предметом коммерции, что порождает риск коррупции и снижает качество контроля над знаниями мигрантов,
  3. законодательно установить требования к владению русским языком для приема в образовательные учреждения иностранных детей,
  4. сформировать модель организованного набора иностранной рабочей силы и профессиональной подготовки мигрантов в России в соответствии с потребностями российского рынка труда,
  5. обеспечить эффективные меры по адаптации и интеграции мигрантов в культурное пространство российского общества посредством разработки комплексной системы мер социальной интеграции и адаптации иностранцев в Российской Федерации (средства и меры по проведению совместных культурных, научно-популярных, музыкальных, творческих и спортивных мероприятий),
  6. систематизировать терминологию в сфере миграционной политики для определения четкого статуса мигрантов,
  7. разработать нормативно-правовую классификацию и типологизацию угроз правопорядку, общественной безопасности и социальной структуре.

Таким образом, на текущий момент можно сделать один важный вывод: миграционное законодательство Российской Федерации не полностью соответствует текущим и перспективным потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества.

В современных реалиях быстро меняющегося мира применение современных технологий, таких как ИИ, анализ больших данных и других, позволяет гибко управлять миграционными процессами в рамках Российской Федерации, а также предупреждать и предотвращать незаконную миграцию, оперативно осуществляя миграционный розыск, и предупреждать преступления, совершаемые мигрантами.

Миграция — это сложный процесс, требующий внимательного подхода и баланса между обеспечением безопасности и контроля, с одной стороны, и защитой прав и созданием условий для интеграции мигрантов, с другой. В России наблюдается тенденция к ужесточению миграционного законодательства, что необходимо для предотвращения незаконной миграции и борьбы с преступностью. Однако важно не забывать и о том, что любое законодательство должно быть направлено не только на ограничение, но и на защиту прав людей. Только такой подход позволит сделать миграцию в России более управляемой и безопасной для всех сторон.