Международный день парламентаризма может стать новым общемировым праздником
По инициативе российской делегации этот вопрос будет обсуждаться на 137-й Ассамблеи МПС в Санкт-Петербурге.
Тема: 137-я Ассамблея Межпарламентского союза
Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»
По инициативе российской делегации этот вопрос будет обсуждаться на 137-й Ассамблеи МПС в Санкт-Петербурге. Вице-председатель Межпарламентского союза, глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев надеется, что он получит поддержку
- Константин Иосифович, как вы оцениваете роль Совета Федерации в предстоящем мероприятии?
- Разумеется, подготовка столь важного в политическом и столь сложного в организационном плане события возможна только в режиме слаженной и скоординированной работы обеих палат. Но не секрет, что между Советом Федерации и Государственной Думой есть своего рода джентльменское соглашение о том, какая из двух палат берет на себя координирующую роль в обеспечении участия общих делегаций Федерального Собрания в соответствующих межпарламентских структурах.
Например, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея ОДКБ — это в первую очередь зона ответственности Государственной Думы. А вот МПА СНГ, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум и не в последнюю очередь Межпарламентский союз — это главным образом сфера ответственности Совета Федерации.
Разумеется, содержательную повестку дня нашей работы в Межпарламентском союзе мы определяем совместно с депутатами Госдумы. Но на Совет Федерации ложится бремя последующих организационных усилий. От нашей палаты исходила в свое время инициатива провести очередную ассамблею МПС в Санкт-Петербурге. Письмо на этот счет отправлялось за подписью председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Поэтому можно говорить о том, что именно Совет Федерации инициировал проведение 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Северной столице.
- С принятием решения о проведении 137-й Ассамблеи в Петербурге было связано много трудностей.
- Да, это так. Тогда, в октябре 2016 года, на 135-й Ассамблее МПС в Женеве вокруг этой темы началась инициированная делегацией Украины политическая возня, когда украинские парламентарии пытались сорвать инициативу.
На Валентину Ивановну Матвиенко как на главу российской делегации легло основное бремя защиты российской заявки. Вопрос был вынесен на отдельное голосование. Но всего 5 национальных делегаций поддержали этот украинский демарш, а подавляющее большинство однозначно выступило за то, чтобы дать России право провести ассамблею осенью 2017 года.
- Сколько участников уже зарегистрировалось?
- Сейчас мы вышли на рекордное число участников ассамблеи. И в помине нет никакого бойкота, о котором тоже пыталась говорить украинская делегация. Кстати, страны, которые в том числе себя позиционируют как ближайшие союзники Украины, без тени сомнений приедут в Санкт-Петербург. Таким образом, антироссийская позиция Украины остается в еще большей изоляции. Так или иначе, ассамблея будет действительно рекордной по количеству участников — подтвердили свое участие 152 парламента.
Страны, которые в том числе себя позиционируют как ближайшие союзники Украины, без тени сомнений приедут в Санкт-Петербург. Таким образом, антироссийская позиция Украины остается в еще большей изоляции»
На сессию МПС приедет 98 спикеров из 90 стран — в некоторых государствах двухпалатные парламенты и главы обеих палат изъявили желание лично посетить мероприятие (без учета председателей палат Федерального Собрания РФ). Также приедет 65 вице-спикеров. То есть это высочайший уровень участия, который камня на камне не оставляет под теорией о какой-то международной изоляции России.Кстати, в Санкт-Петербурге состоится вступление в Союз еще трех национальных парламентов -Узбекистана, Туркмении и Вануату.
- Как вы относитесь к желанию этих трех стран присоединиться к МПС?
- Положительно, ведь мы работаем над тем, чтобы эта организация стала максимально представительной. Каждая страна-организатор прилагает максимальные усилия для увеличения ее численного состава. Кроме того, Россия является партнером Узбекистана и Туркменистана по интеграционным структурам на пространстве бывшего Советского Союза. Недавно, напомню, состоялся визит председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко в Туркменистан, и тема вступления этого государства в МПС была одной из центральных в ходе обсуждения с руководством страны. Туркменская сторона проинформировала, что решение ею уже принято и вскоре соответствующим образом будет оформлена заявка.
Такую же информацию мы получили от Узбекистана, куда выезжал с визитом зампред нашей палаты Ильяс Магомед-Саламович Умаханов. Вануату тоже полностью подтвердила свою готовность к вступлению.
- МПС можно назвать неформальным парламентским измерением ООН?
- Он таковым и является. Действительно, между ООН и Межпарламентским союзом есть соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, хотя и не более того. Формально МПС не является парламентским крылом Организации Объединенных Наций, как, скажем, Парламентская ассамблея ОБСЕ или Парламентская ассамблея Совета Европы. Но я хотел бы надеяться, что в будущем эти отношения между ООН и МПС могут появиться.
Недавно я участвовал в очередной 72-й сессии Генассамблеи ООН, там же присутствовали президент Межпарламентского союза Сабер Чоудхури и Генеральный секретарь МПС Мартин Чунгонг, которые, кстати, всегда желанные гости в ООН. Именно на Генассамблее ООН в 2007 году по предложению МПС был учрежден Международный день демократии 15 сентября. А в Санкт-Петербурге Межпарламентский союз выступит с инициативой учреждения Международного дня парламентаризма. Потом ее обсудят в ООН и, надеемся, будет получена поддержка Генассамблеи.
- Что лично для вас станет главным на 137-й Ассамблее МПС?
- Три темы. Первая — общая дискуссия под названием «Продвигая культурный плюрализм и мир через межрелигиозный и межэтнический диалог». Наша страна с точки зрения межэтнических и межконфессиональных отношений может показать очень хороший пример миру, поделиться опытом, который для многих стран вообще неизвестен. Кроме того, обсуждать культурное многообразие в культурной столице России более чем естественно. Надеемся, что в этой дискуссии примут участие представители различных конфессий.
Вторая важная тема — основная «штатная» резолюция ассамблеи. Вообще регламент МПС предполагает принятие трех резолюций в течение каждого года, две из которых принимаются на весеннем заседании и одна — осенью. На этот раз Россия выступила с инициативой принятия резолюции на тему «К двадцатилетию принятия Всеобщей декларации о демократии: общность нашего разнообразия».
Мы надеемся, что она будет поддержана Межпарламентским союзом, потому что там есть очень много важных мыслей. Главная из них следующая: демократия — это универсальная ценность, у нее есть общепринятые параметры, но ни у кого не может быть монополии на то, чтобы определять «единственно верную» форму демократии, а тем более навязывать ее другим странам.
«Межпарламентский союз активно работал в интересах запуска процесса политической деэскалации в Сирии, в том числе через контакты в Дамаске»
Третий вопрос, который пока непредсказуем в своем окончательном воплощении, связан с так называемыми чрезвычайными дебатами. Темы для них пока не определены, заявки подаются вплоть до начала заседания ассамблеи 14 октября, а затем в рамках самой сессии идет альтернативное голосование.- Вы можете предположить возможные варианты дискуссионных тем?
- Сейчас, скажем, у всех на слуху ситуация вокруг Северной Кореи, хотя она и не имеет ярко выраженного парламентского измерения. Кроме того, уже внесено предложение делегации Венесуэлы обсудить на ассамблее ситуацию в этой стране как раз с учетом того, что там политический конфликт во многом носит парламентский характер. Наверное, будут еще и другие актуальные для обсуждения вопросы.
- Как продвигается деятельность МПС на сирийском направлении?
- Мы стараемся ее активизировать. На прошлой ассамблее в Дакке выступили с инициативой создания рабочей группы МПС по Сирии с тем, чтобы парламентарии из разных стран могли выехать непосредственно в эту страну и встретиться с ее высшим руководством, с коллегами, поговорить с оппозиционерами. Мне, как вице-председателю МПС, была поручена координация этой работы.
В последние месяцы группа западных стран начала сопротивляться этой идее, считая, что зарубежные парламентарии самим приездом в Дамаск окажут поддержку Башару Асаду и сирийскому парламенту, который, с их точки зрения, нелегитимен.
Я с этим категорически не согласен. Не считаю, что роль МПС заключается в том, чтобы навешивать ярлыки и определять легитимность или нелегитимность тех или иных ветвей власти в той или иной суверенной стране, тем более, повторюсь, что работа нашей группы идет по всем направлениям.
Кстати, спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура на встрече с коллегами нашей группы в начале сентября решительно высказался в пользу того, чтобы Межпарламентский союз активно работал в интересах запуска процесса политической деэскалации в Сирии, в том числе через контакты в Дамаске.
- Уже есть план работы группы на ближайшее время?
- Рассчитываю до начала 137-й Ассамблеи МПС через переписку с коллегами завершить согласование «дорожной карты» работы, для того чтобы по завершении ассамблеи закрепить получившийся график решением исполкома Межпарламентского союза. Таким образом во второй половине октября — первой половине ноября можно было бы осуществить серию поездок в Сирию и в другие страны, где концентрированно располагается сирийская оппозиция.
КОСАЧЕВ КОНСТАНТИН ИОСИФОВИЧ
Родился 17 сентября 1962 г. в поселке Мамонтовка Пушкинского района Московской области в семье дипломата.
1984 — с отличием окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «международные отношения», в 1991 г. — факультет повышения квалификации Дипломатической академии МИД СССР.
1984-1998 — за время трудовой деятельности в МИД СССР, затем России прошел путь от дежурного референта посольства до заместителя директора департамента.
1998-1999 — помощник председателей Правительства РФ С. Кириенко и Е. Примакова, замруководителя секретариата председателя Правительства РФ С. Степашина (по международным вопросам).
1999-2003 — депутат Госдумы III созыва (зампредседателя Комитета по международным делам, член Постоянной комиссии МПА СНГ по внешнеполитическим вопросам, постоянной делегации ФС РФ в Парламентской ассамблее ОБСЕ).
2003-2007 — депутат Госдумы IV созыва (председатель Комитета по международным делам).
2007-2011 — депутат Госдумы V созыва (председатель Комитета по международным делам, руководитель российской делегации в ПАСЕ).
Декабрь 2011 — избран депутатом Госдумы VI созыва.
Март 2012 — руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и спецпредставителем Президента РФ по связям с государствами — участниками СНГ.
2014 — по н.в. — член Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики, затем — от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл, председатель Комитета по международным делам.
(Источник: сайт Совета Федерации, РИА «Новости» и открытые источники)
РЕЗОЛЮЦИИ О НЕДОПУЩЕНИИ ВНЕШНЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ, ПРИНЯТЫЕ НА АССАМБЛЕЯХ МПС, 1997-2017 ГГ.
• «Сотрудничество ради общемировой и региональной безопасности и стабильности, а также ради уважения суверенитета и независимости государств» (Сеул, 1997 г.).
• «Предотвращение военных и других государственных переворотов против демократически избранных правительств и против свободной воли народов, выраженной посредством прямого голосования, а также действий, направленных на грубые нарушения прав парламентариев» (Джакарта, 2000 г.).
• «Обеспечивая надлежащее государственное управление как средство по поддержанию мира и безопасности: извлеченные уроки из недавних событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке» (Кампала, 2012 г.).
• «Обеспечивая «обязанность по защите»: роль парламента в сохранении человеческих жизней» (Кито, 2013г.).
• «Международное право и его соотношение с национальным суверенитетом, принципом невмешательства во внутренние дела государств и правами человека» (Ханой, 2015 г.).
Резолюция «Роль парламента в предотвращении внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств» предложена российской делегацией для принятия на 137-й Ассамблее МПС.
Ещё материалы: Константин Косачев