Мэров хотят привязать к людям, а не к территории
Руководителей субъектов могут наделить правом увольнять глав городов и районов
Законопроект: № 40361-8
Органы местного самоуправления (МСУ) как самый близкий к людям уровень власти должны стать более эффективными. Состав местного представительного органа будет формироваться только через выборы, а путаницу в распределении полномочий между регионом и муниципалитетом устранят. Такие нормы содержатся во внесённом в Госдуму 16 декабря законопроекте об организации местного самоуправления.
Ближе к людям
Документ внесли сопредседатели рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников. Проект подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти в России.
«В целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, который предполагает согласованную работу различных уровней власти как единого целого во благо граждан, законопроектом предлагается обновлённая модель организации и деятельности органов местного самоуправления», — отметил Андрей Клишас в релизе к законопроекту.
Местное самоуправление признают формой самоорганизации граждан, цель которой — решение вопросов, непосредственно касающихся жизни людей. Оно будет работать в городских и муниципальных округах, на внутригородских территориях городов федерального значения. За счёт перераспределения полномочий это позволит повысить эффективность органов власти на местах и укрепит их финансовую обеспеченность, считают авторы документа.
Законопроект подчёркивает многолетнюю последовательную позицию профильного комитета Госдумы о важности сохранения поселенческого уровня местного самоуправления, отметили в Общероссийском конгрессе муниципальных образований (ОКМО). «Документ закрепляет три вида муниципальных образований, но не даёт им чётких определений», — сказал «Парламентской газете» член президиума организации Игорь Сапко.
Одноуровневая структура МСУ позволит создать новую систему организации власти на местах, отмечают авторы законопроекта. «В её основу будет заложен принцип привязки к населению», — пояснил Павел Крашенинников.
Общая структура органов МСУ не изменится. Она будет состоять из представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации. Будет и возможность создания контрольно-счётного органа и других.
Кто заплатит главе
Единственным способом формирования представительного органа муниципалитета станут местные выборы. При этом глава образования может быть избран как на выборах, так и представительным органом — в зависимости от закона региона и устава поселения.
Глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает госдолжность и муниципальную должность. Для всех должностных лиц МСУ установят единый срок полномочий — пять лет.
Ответственность глава поселения будет нести не только перед избирателями, но и непосредственно перед высшим должностным лицом субъекта. Губернатор сможет вынести ему предупреждение или объявить выговор, а если в течение месяца местная администрация не устранит причины, то её главу могут уволить. По мнению Андрея Клишаса, это одна из гарантий обеспечения качества жизни людей.
В ОКМО обратили внимание на противоречия в документе. «В статье 22 сначала указано, что глава местной администрации руководит ею на принципах единоначалия, здесь же, но в другом пункте — что местная администрация коллегиальный орган», — прокомментировал Игорь Сапко.
Читайте также:
• Совет Федерации одобрил закон о публичной власти • Проект о запрете главам регионов называться президентами из-за позиции Татарстана менять не будут
Кроме того, эксперт обратил внимание, что если глава муниципалитета будет замещать и государственную, и муниципальную должности, то не ясно, из какого бюджета ему будут платить зарплату. Возникают вопросы и пенсионного обеспечения.
За что в ответе
Согласно принятым в 2020 году поправкам в Конституцию, местное самоуправление наряду с органами госвласти входит в единую систему публичной власти в России — они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Главными элементами МСУ являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения.
Полномочия органов МСУ сейчас прописаны в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нём под «вопросами местного значения» понимаются те, что касаются непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на местах.
Их довольно много — установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, организация тепло- и водоснабжения, водоотведения, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения, ремонт и содержание дорог местного значения, предоставление жилья малоимущим и другие.