Поезд Памяти - 2024

вчераМатвиенко рассказала, кем мечтала быть в детстве

вчераМатвиенко предложила на базе МПА СНГ создать платформу с информацией о войне

вчераМатвиенко планирует принять участие в «Поезде Памяти» в 2025 году

Маркетплейсы обяжут следить за качеством продаваемого товара

В Минпромторге подготовили новую версию законопроекта о работе интернет-магазинов

27.06.2024 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Маркетплейсы обяжут следить за качеством продаваемого товара
  © freepik.com

Владельцы цифровых торговых площадок, то есть маркетплейсов, должны предпринимать меры, чтобы на их ресурсах не продавалась продукция ненадлежащего качества. Такую норму, как стало известно «Парламентской газете», содержит разработанный Минпромторгом новый законопроект о работе маркетплейсов. Согласно документу, именно интернет-магазин обязан вернуть деньги покупателю за некачественный товар. Законодателям осталось решить, как найти баланс между правами покупателей и развитием цифровой торговли.

Следующие после такси

За 2023 год интернет-торговля в очередной раз показала значительный рост — на 38 процентов по обороту, до 7,9 триллиона рублей, и на 60 процентов по количеству заказов, до 4,5 миллиарда заказов. По разным оценкам, уже почти каждый пятый товар в России приобретают в интернете. В основном этот рост обеспечен маркетплейсами — сервисными платформами, на которых миллионы покупателей встречаются с сотнями тысяч продавцов.

Оборот маркетплейсов в 2023 году достиг 6,4 триллиона рублей, при этом до сих пор площадки не получили должного регулирования, прозвучало 26 июня на круглом столе в рамках Петербургского юрфорума. Главный вопрос, который решают законодатели: чем являются маркетплейсы — торговыми площадками или цифровыми платформами? От ответа зависят правила их работы и ответственность.

На рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта о маркетплейсах, напомнил зампред думского Комитета по защите конкуренции Сергей Лисовский. Документ, внесенный членами фракции «Справедливая Россия — За правду», урегулирует в первую очередь взаимоотношения агрегатора и владельцев пунктов выдачи заказов, поскольку там возникало много конфликтов. Законопроект глав Комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова и Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева предполагает более строгий контроль за маркетплейсами со стороны Федеральной антимонопольной службы. Ни один из документов депутаты пока не рассматривали.

Регулировать интернет-площадки, по мнению Лисовского, нужно по тем же принципам, что заложены в основу работы торговых сетей. «В 2009 году, когда мы писали закон о торговле для сетей, нам тоже говорили, что они только предоставляют полки для товаров, а ответственность за качество несут производители, — сказал депутат. — Потребовалось десять лет, чтобы они смогли научиться отслеживать и отвечать за качество».

С точки зрения покупателя, маркетплейс — это обычный магазин, просто в новой форме, добавил Лисовский. У парламентариев нет цели ограничить их работу, заверил он, но есть обязанность защитить потребителя. «Агрегаторы такси тоже говорили, что не отвечают за поездку, но появился закон, который обязал их это делать. Теперь очередь маркетплейсов», — заключил политик.

В Роскачестве рассказали, как избавиться от «шпионов» в телефоне

Серых производителей не пустят

За последние три года в России случился семикратный рост продавцов на маркетплейсах, со 100 до 700 тысяч, а это малый и средний бизнес, развитие которого надо поощрять, отметил замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. Интернет-магазины он назвал товарными рынками, которые формируются особым образом — они многосторонние. Имея в виду, что, по статистике, 88 миллионов россиян хотя бы раз за год совершали приобретение на цифровой платформе, в стране формируется платформенная экономика.

Антимонопольное регулирование для маркетплейсов уже действует, заверил Пузыревский, то есть площадки не могут использовать свое доминирующее положение и навязывать невыгодные условия, но дополнительное регулирование им все же нужно.

Новый комплексный законопроект о маркетплейсах подготовили в Минпромторге, о чем «Парламентской газете» сообщил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Он учитывает права и обязанности всех сторон: непосредственных продавцов, покупателей, владельцев пунктов выдачи заказов и говорит об ответственности владельцев цифровой площадки. В частности, речь идет об обязанности последних «исключить возможность продажи товаров, не соответствующих обязательным требованиям».

Из текста законопроекта не следует, как именно агрегатор должен это сделать, заметил Шелищ: «Мы считаем, что нужно прописать конкретную обязанность отслеживать наличие уведомления в адрес Роспотребнадзора о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, в частности о начале производства продукции. Это избавит маркетплейсы от серых производителей».

Интернет-магазины вернут деньги

Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества владельцу агрегатора и потребовать возврата уплаченной за него суммы, если маркетплейс допустил возможность заключения с продавцом договора купли-продажи в отношении товара, не соответствующего обязательным требованиям. Иными словами, покупатель будет взаимодействовать в первую очередь с площадкой, а не искать правды у конкретного продавца, который может ему и не ответить.

В ЛДПР предложили ввести механизм соцдоплаты к страховой пенсии по старости

Тем не менее обеспечить достоверный контакт продавца — также обязанность маркетплейса, считает Петр Шелищ. Это, по его словам, избавит людей от лишних разбирательств, а претензий к торговым площадкам станет больше.

Сегодня маркетплейсы выигрывают ценовую конкуренцию с обычными магазинами, как это в свое время было с торговыми сетями, вновь обратил внимание Сергей Лисовский. Но, гоняясь за хорошей ценой, и те и другие вымывают качественного производителя, отметил он. Поэтому уже в скором времени придется думать о создании равной конкуренции для всех производителей, не исключено, что потребуются дополнительные поправки в закон.

Излишних требований к маркетплейсам применять все-таки не будут, чтобы не росли цены, но о качестве товаров нужно заботиться, согласился Петр Шелищ. «Сегодня основные конфликты лежат в плоскости взаимодействия цифровых площадок с продавцами и пунктами выдачи заказов, а не с потребителями», — заключил эксперт.

Читайте также:

• Сенатор Кутепов призвал защитить права потребителей маркетплейсов