Леонид Левин: законодательных ограничений для блогеров не требуется
Глава думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи подвёл итоги весенней сессии в пресс-центре «Парламентской газеты»
Депутат рассказал о проблемах информационной безопасности, развитии телемедицины, регулировании блогосферы, отмене внутрироссийского роуминга и о новом сайте Государственной Думы
- Леонид Леонидович, какие важные законопроекты вам удалось принять в весеннюю сессию?
Законопроектная тематика, которую ведет наш Комитет, занимала особое место в весеннюю сессию. Нам удалось принять ряд важных законопроектов, призванных упорядочить многие процессы в самых разных сферах. Это законопроект об ужесточении правил продажи сим-карт, создающий эффективный механизм идентификации пользователей, и так называемый законопроект об анонимайзерах, ограничивающий доступ контенту, признанному не соответствующим российскому законодательству.
Особая роль отводится пакету законопроектов о безопасности критической информационной инфраструктуры, а оперативная блокировка «зеркал» пиратских сайтов будет способствовать дальнейшей борьбе с нелегальным контентом. Законопроект о регистрации СМИ, в свою очередь, упорядочивает ряд важных моментов в этом вопросе.
Поправками в федеральный закон «О связи» и в КоаП были введены пени за неуплату операторами сети связи общего пользования в установленный срок обязательных отчислений в фонд универсального обслуживания. Не менее важной инициативой стала обязанность СМИ и операторов связи по требованию уполномоченных государственных органов информировать население о чрезвычайных ситуациях.
Закон об онлайн-кинотеатрах принятый Государственной Думой и уже подписанный президентом, в свою очередь, нацелен на защиту интересов отечественного бизнеса.
- Какое решение Госдумы в весеннюю сессию далось вам труднее всего?
- В ходе работы над законопроектом о сим-картах в первом чтении мы обнаружили серьезную лакуну. Из-под действия закона выпадали миллионы сим-карт, закупленных в свое время на фирмы-однодневки. Таким образом, возникали сложности с наведением порядка на уже сформировавшемся «рынке».
Ко второму чтению мы внесли поправку, обязывающую юрлица, купившие сим-карты, платить по ним со своих расчетных счетов — так, чтобы физлица, не имеющие отношения к этим организациям, не могли пользоваться такими сим-картами, не переоформив их на себя у оператора связи. Это было сложным решением, так как оно встретило сильное противодействие. Нам удалось добиться поддержки коллег и экспертного сообщества. Сегодня благодаря этой поправке и в целом большой проделанной работе над законопроектом мы создали прозрачный механизм идентификации сим-карт, который позволяет сделать этот закон более эффективными.
- Тема регулирования мессенджеров по-прежнему на слуху. Будут ли законодатели предпринимать дальнейшие шаги по их регулированию?
- Мессенджерами сегодня в России пользуются десятки миллионов человек. Трафик мессенджеров по своему объему уже превысил трафик сотовой связи. Но при этом в нашей стране долгое время отсутствовало какое-либо правовое регулирование подобного рода сервисов. В последний день весенней сессии Госдума приняла законопроект, который требует от владельцев мессенджеров обеспечить идентификацию своих пользователей путём заключения договоров с российскими сотовыми операторами. Тут стоит отметить важное послабление для отечественных компаний, работающих на российском рынке — они освобождены от обязательства, распространяющегося на владельцев зарубежных мессенджеров, и могут самостоятельно идентифицировать своих пользователей.
Что касается дополнительного регулирования, то мы пока не видим в этом необходимости.
Хотя существуют вопросы, по-прежнему вызывающие тревогу. Важно понимать, что люди, распространяющие противоправную информацию, сегодня массово уходят в мессенджеры — и речь не только о продаже наркотиков или распространении запрещённой в нашей стране информации, но и о сохранности персональных данных. Сегодня любой человек может зайти в специальные группы в мессенджерах и, например, по номеру автомобиля получить всю информацию о его владельце вплоть до номера телефона. А что будет завтра, если появится такой бот, который по ФИО гражданина сможет выдавать исчерпывающие сведения о его медицинских анализах? Именно поэтому законом предусмотрено, что Правительство в рамках подзаконных актов должно определить возможность ограничения тех или иных групп в случае распространения ими противоправной информации.- Закон о телемедицине, принятый Федеральным Собранием, также вызывает опасения по поводу возможной утечки персональных данных. Насколько оправданы эти страхи?
- Создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволит хранить все данные в едином центре — с тем, чтобы пользователям не приходилось носить с собой кучу выписок, справок и снимков. В то же время за этими удобствами кроется важное обстоятельство — кто и как будет собирать и обрабатывать эту информацию. Люди должны быть уверены в том, что доступ к таким данным не получит никто кроме лечащего врача. Поэтому наш комитет рассчитывает на то, что Правительство в своих подзаконных актах максимально чётко и прозрачно пропишет нормы обеспечения сохранности персональной информации и проведёт необходимую работу совместно со всеми заинтересованными министерствами.
Что до самого закона, то это вещь крайне полезная не только для общества, но и для государства. Оно сможет получать объективную статистику того, что происходит со здоровьем населения; Министерство здравоохранения будет иметь конкретные цифры — например, сколько у нас больных с тем или иным диагнозом, сколько потребляется лекарств, где возникают перекосы и многое другое.
- Шаги по развитию цифрового документооборота предпринимаются и в самой Госдуме — в тестовом режиме запущена новая версия базы данных законодательной деятельности. Расскажете о ней поподробнее?
- Я бы хотел напомнить, что по решению Совета Государственной Думы и при поддержке спикера Вячеслава Викторовича Володина еще в феврале была создана рабочая группа по модернизации существующего сайта Государственной Думы. Мы поставили задачу сделать эту базу максимально понятной и простой. Новая система более технологична, она должна упростить получение информации как для депутатов, их помощников и членов аппарата, так и для граждан, желающих узнать, над чем работает Госдума, какие законопроекты вносятся, в какой стадии рассмотрения они находятся.
Сейчас мы отслеживаем, как работает новая система, принимаем замечания и пожелания депутатов, сотрудников Госдумы, журналистов.
Все они будут учитываться. Информационные технологии тем и отличаются, что их совершенствование никогда не останавливается — подобно тому, как выходят обновления того или иного программного продукта. В целом работа над новым сайтом должна быть закончена к концу текущего года либо к началу следующего.- Речь идет о большей открытости и прозрачности деятельности народных избранников?
- Государственная Дума — это орган, который избирается гражданами нашей страны, поэтому они должны получать оперативную и всестороннюю информацию о его работе. В рамках модернизации сайта у граждан появится возможность узнать не только о том, какие законы принимаются в Думе, но и о том, как работает конкретный депутат, избранный от того или иного округа, что он сделал, какие законы внес на рассмотрение коллег. Должна существовать и возможность видеосвязи с ним — чтобы в тех случаях, когда депутат находится вдали от своего региона и участвует в пленарных заседаниях или комитетской работе, у него была бы возможность оперативно связаться с избирателями и официально принять их через свою онлайн-приемную. Это крайне важное направление, потому что оно повышает не только возможности коммуникации избирателей с депутатами, но и доверие граждан к Государственной Думе в целом.
- Говоря о каналах коммуникации нельзя не упомянуть о создании думского телевидения, в наблюдательный совет которого вы входите. Как будет вещать этот канал?
- Говорить о форматах пока преждевременно. Сейчас мы отслеживаем современные технологии, существующие в сфере СМИ, изучаем передовые концепции вещания, выслушиваем предложения и пожелания от независимых экспертов, в том числе журналистов. На основе консенсуса наблюдательный совет примет окончательное решение по формам и направлениям того, как это телевидение должно работать. Замечу, что анализ активности пользователей Сети демонстрирует, что люди уходят с интернет-сайтов СМИ в соцсети, сообщества и группы по интересам — и мы должны это учитывать в наших решениях.
Мы не хотим создавать «телевидение ради телевидения», которое будут смотреть только сами депутаты, их помощники и близкие родственники. Это СМИ создается для наших граждан — для разъяснения им принципов, по которым строится работа Думы, ответов на вопросы, зачем принимается тот или иной закон и чем он будет полезен. Эту работу необходимо вести, потому что зачастую Государственной Думе приходится напрасно оправдываться за принимаемые ей законы. Неосторожное слово и неточный комментарий может исказить изначальный смысл и представить правильную работу в совершенно ином свете. И цель думского телевидения — в том, чтобы изначально не создавать таких проблем, которые могли бы дискредитировать даже самую хорошую идею.
- Вы упомянули мобильные телефоны. Стоит ли гражданам ждать в обозримом будущем отмены внутрироссийского роуминга?
- Заголовок «отмена роуминга» звучит красиво, но с точки зрения экономического обоснования и технологической реализации такая мера требует детальной проработки. У нас роумингом пользуется всего около 10 процентов населения. Поэтому крайне важно, чтобы при отмене внутрироссийского роуминга расходы не переносились с этих пользователей на других, которые никуда не ездят и пользуются максимально дешевыми тарифами. Я бы не относился к этой теме популистски — просто взять и отменить.
Для начала стоит просчитать — возможно ли это сделать без повышения тарифов для всех абонентов.
То, что Европе удалось это сделать, не означает, что такая мера применима в наших условиях. Не забывайте, что Европа приблизительно с одинаковой плотностью населена по всей своей территории, чего мы не можем сказать о территории нашей страны. Кроме того, законодательство должно вмешиваться только там, где отсутствует саморегулирование. А саморегулирование в этой сфере называется одним словом — конкуренция.- Продолжая разговор о новом сайте Госдумы и других электронных продуктах. Насколько они будут защищены от хакерских атак? И достаточно ли строго в законодательстве прописана ответственность для взломщиков?
- Согласно принятому Федеральным Собранием закону о критической информационной инфраструктуре, уполномоченные органы Правительства определяют органы и компании, которые подпадают под это понятие — это энергетика, транспорт, связь, государственные и муниципальные учреждения и многое другое. Эти структуры обязаны установить определённое программное обеспечение, которое позволит в онлайн-режиме отслеживать защищенность от кибератак. Что касается взломщиков, то для них введена дополнительная ответственность. За неправомерный доступ к информации объектов критической информационной инфраструктуры, а также за создание хакерских программ для воздействия на нее, законом предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы. Также предусмотрены штрафы за нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки и передачи информации. Если представители компании или госоргана халатно отнеслись к своим обязанностям, им грозят серьёзные штрафы либо наказание в виде принудительных работ.
К сожалению, ситуации, когда страдают крупные компании и государственные или муниципальные органы, зачастую связаны не с продвинутыми хакерскими технологиями, а с информационной безграмотностью сотрудников либо с отсутствием «информационной гигиены». Когда мы уходим из дома, мы проверяем — закрыта дверь или нет. А когда речь идет об Интернете, мы зачастую недостаточно серьёзно относимся к вопросам безопасности. Это происходит не только на бытовом уровне, но и распространено в крупных организациях. Там работают люди, которые нередко относятся к своим обязанностям формально. И 90-95 процентов атак на крупные компании, банки, связаны с тем, что люди не занимаются обновлением программных средств информационной безопасности, либо невнимательно относятся к письмам, которые они открывают. Обычно это недоработки из-за экономии средств либо недостатка квалификации. Поэтому с сотрудниками, которые пользуются того или иного рода электронными сервисами, нужно обязательно проводить разъяснительную работу.
- В весеннюю сессию Госдума опробовала новый формат коммуникации с молодежными группами, пригласив выступить со своей трибуны блогеров. Как вы относитесь к блогосфере, и нуждается ли она, по вашему мнению, в дополнительном регулировании?
Мы сделали шаг навстречу блогерам — отменили норму, требующую регистрировать блоги с ежедневной аудиторией более трёх тысяч человек. Несмотря на то, что реестр блогеров велся с 2014 года, за информацией по нему, как говорят в Роскомнадзоре, никто из госорганов не обратился ни разу.
В настоящее время большое количество пользователей Сети пишут на самые разные темы и, если их контент интересен, они легко могут собирать многочисленную аудиторию. В итоге заносить блогеров в специальный реестр стало бессмысленным.
На сегодняшний день, с моей точки зрения, нет необходимости в каком-то дополнительном регулировании блогов — большинство нюансов уже отражено в действующем законодательстве, связанном с информацией.
Хотелось бы обратить внимание и на то, что современные блогеры — важная часть информационного пространства.
Эти люди оказывают серьезное влияние на общественное сознание, что налагает на них определенную ответственность, в первую очередь морально-этическую. Если бы многие из них рассказывали, например, не только о том, как увлекательно провели свой день, а уделяли внимание и тем, кем наша страна может гордиться - волонтерам, победителям олимпиад и международных соревнований, членам поисковых бригад и многим другим, — то такая работа стала бы весомым вкладом в воспитание молодежи, помогла бы им сформировать жизненные установки и принципы, ответить на сформулированный еще классиком вопрос, «делать жизнь с кого».- Скоро исполняется год, как в Госдуме работает новое руководство. Все сразу почувствовали, что Вячеславом Володиным был задан новый темп работы палаты — это длинные заседания, которые нельзя прогуливать (иначе санкции), новая система взаимоотношений с правительством, которая делает работу более эффективной, установка на большую открытость, обратную связь с избирателями и новые форматы коммуникаций. Насколько ваш Комитет успевает за Володиным, за этими установками и как работается в этом новом алгоритме?
Те принципы, которые появились вместе с приходом Вячеслава Викторовича в Государственную Думу, наш Комитет реализовывал давно.
У нас был не формальный, а реальный экспертный совет при Комитете. Мы как работали, так продолжаем плотно работать со всеми участниками законодательного процесса — это федеральные органы исполнительной власти, администрация Президента, советник Президента Герман Клименко, общественные организации, входящие в наш экспертный совет, компании-лидеры отрасли. Все они являются нашими партнёрами. К их мнению мы прислушиваемся и стараемся учитывать в нашей деятельности.
Эта коммуникация и совместные усилия по созданию правового поля в Интернете позволяют нам не принимать те законопроекты, которые могут оказаться вредными, и обеспечивать безопасность государства и граждан, не создавая дополнительных сложностей для компаний, легально работающих в России, платящих налоги и развивающих информационные технологии в нашей стране. Это можно увидеть на примере законопроекта о мессенджерах, где были сделаны послабления для отечественного бизнеса, или закона об онлайн-кинотеатрах (из-под его действия были выведены российские компании). И этот список можно долго продолжать.
Ещё материалы: Леонид Левин