Леонид Левин: У электронной коммерции большие перспективы
Объём рынка интернет-торговли в России в 2016 году вырос на 21 процент и составил 920 миллиардов рублей
Тема: ПМЭФ — 2017
А в 2017 году ожидается рост до 1,1 триллиона. О развитии отрасли рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин.
- Леонид Леонидович, какие тенденции есть сегодня в развитии электронной коммерции в России?
- Сегодня интернет-торговля является важной частью цифровой экономики, динамично развивающейся в России. Объём покупок в Сети постоянно растёт. В прошлом году отечественный рынок интернет-торговли достиг почти триллиона рублей, и это в четыре раза больше показателей 2010 года. Согласно существующим прогнозам, в ближайшие несколько лет сегмент электронных продаж в России вырастет до 20 процентов. В среднем в России уже половина ннтернет-пользователей совершают покупки в Сети.
Сфера электронной торговли имеет большие перспективы, темпы её роста сопоставимы с мировыми. Сегодня вклад мобильной экономики в ВВП России, по оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, составляет 3,7 процента, и эти цифры вырастут в ближайшие годы по мере развития Интернета. К 2020 году Интернетом будут пользоваться уже 90 процентов населения. В этих условиях крайне актуален вопрос обеспечения защиты прав наших граждан.
- Сможет ли электронная торговля вытеснить реальные магазины?
- Объём онлайн-продаж по итогам прошлого года вырос на семь процентов, тогда как в традиционной рознице, наоборот, упал на 10 процентов. Думаю, что можно ожидать изменения структуры покупок и в будущем. Но вряд ли электронная коммерция сможет полностью вытеснить реальные магазины. Граждане по-прежнему будут покупать продукты питания в супермаркетах.
Развитие электронной коммерции тесно связано с распространением онлайн-платежей, которые являются драйвером для рынка.
Развитие электронной коммерции тесно связано с распространением онлайн-платежей, которые являются драйвером для рынка. Наши граждане активно используют такую форму оплаты товаров и услуг.- Регулировать торговлю в Интернете сложно. С какими трудностями сталкиваются покупатели?
- По информации Роспотребнадзора, случаи обмана пользователей при покупке товаров через Интернет кратно увеличиваются каждый год. Эту же проблему обозначил президент на заседании Госсовета в апреле. По словам Владимира Путина, на людей зачастую обрушивается лавина рекламы, далеко не всегда достоверной. Нередко отсутствует полная информация о продавцах, исполнителях, компаниях, осуществляющих сбор заказов и их доставку, и в таких случаях велика вероятность приобретения некачественных товаров и сомнительных услуг.
Интернет — это пространство, где в настоящее время только устанавливаются правила, формируется законодательство. Наша задача сегодня — выработать такие решения, которые бы соответствовали новым требованиям и вызовам в сфере защиты прав потребителей.
- Что делают законодатели, чтобы защитить права потребителей в Интернете?
- В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект о так называемых товарных агрегаторах. Документ вводит в законодательство само понятие таких сервисов, обязывает агрегаторов доводить необходимую информацию до потребителя, а также устанавливает ответственность за предоставление недостоверной информации о товаре, услуге, продавце или изготовителе. В конце апреля наш комитет совместно с комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству провёл расширенное заседание, на котором мы широко обсудили данную инициативу, пригласив представителей Правительства и отрасли. В целом законопроект был поддержан большинством участников заседания. В то же время прозвучали и критические замечания, которые обязательно будут внимательно изучены и использованы для доработки законопроекта ко второму чтению.
- История ФАС и Google показала, насколько сложно решать конфликтные вопросы. Что планируется делать в дальнейшем, чтобы избежать таких конфликтов?
- В середине апреля у меня состоялась встреча с директором компании Google по вопросам публичной политики и связи с государственными органами на Ближнем Востоке, в Африке, Израиле, Турции и Российской Федерации Дороном Авни. Значительная часть нашей встречи как раз была посвящена недавно заключённому мировому соглашению между Google и ФАС. В рамках нашей беседы представитель компании отметил, что в Google осознают важность исполнения законодательства той страны, в которой они работают, и готовы идти на диалог. На мой взгляд, преимуществ от следования такой политике будет неизмеримо больше не только для самой компании, но и для всех её пользователей в России.
Пример с Google доказывает, что планомерная работа государственных органов с зарубежными компаниями и разъяснение им политики нашей страны в области информационных технологий является лучшим примером эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и коммерческого сектора. Уверен, что такой подход является залогом успешного сотрудничества и в будущем.
Ещё материалы: Леонид Левин