Курьеры на «электроконях» против пешеходов: кто победит в гонке за выживание на тротуаре?

Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности

02.07.2024 00:00

Число происшествий с участием велосипедов, оборудованных электродвигателем, постоянно растет. СМИ пестрят заголовками, как курьеры на электровелосипедах и самокатах сбивают пешеходов, в том числе детей и пожилых людей.

Одним из последних случаев является инцидент, произошедший в июне в Санкт-Петербурге, когда курьер службы доставки сбил женщину на электровелосипеде и скрылся с места ДТП. Пострадавшую женщину госпитализировали в реанимацию.

Эти инциденты вызывают серьезную обеспокоенность и требуют немедленного вмешательства.

Курьеры, стремясь обеспечить быструю доставку заказов, часто пренебрегают безопасностью участников дорожного движения. Одна из популярных служб доставки в Санкт-Петербурге сообщает, что в среднем один курьер за день доставляет от 25 до 35 заказов. А самые амбициозные доставщики могут обрабатывать до 50 или даже 100 заказов в день.

Кроме того, службы доставки открывают дарксторы — это особый вид магазина, работающий исключительно в формате склада. Однако это приводит к увеличению транспортных потоков в районе склада, что увеличивает риск ДТП.

Запретный тюнинг: как электровелосипеды превращаются в мопеды на тротуарах?

Верховный суд РФ неоднократно в своих постановлениях указывал, что если средство индивидуального перемещения, такое как электровелосипед или электросамокат, имеет мощность двигателя более 250 ватт, то оно по своим характеристикам является мопедом, то есть механическим транспортным средством и, соответственно, источником повышенной опасности, для которого требуются права для управления.

Учитывая представленные модели на рынке, полагаю, что водители электоровелосипедов (в подавляющем большинстве курьеры служб доставки) используют для передвижения по тротуарам электровелосипеды, мощность электродвигателя которых в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт, тем самым фактически являющиеся мопедами. Кроме того, известны случаи, когда работники служб доставки самостоятельно модифицируют электровелосипеды, «спиливая педали», что дополнительно свидетельствует об отнесении таких транспортных средств к мопедам, так как они приводятся в движение двигателем.

Согласно ПДД, водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам. Кроме того, на управление мопедом требуются водительские права категории «М».

Запрет или контроль: как сделать доставку безопасной для всех?

Такие правонарушения требуют повышенного контроля и пресечения. А для фиксации этих нарушений через фото и видео требуется установка номерных знаков на данные ТС.

Кроме того, необходимо обязать курьеров приобретать гражданскую страховку. Это позволит компенсировать ущерб, нанесенный третьим лицам в случае происшествия.

Направил письма всем крупным службам доставки, чтобы обратить их внимание на необходимость усиления контроля за действиями своих сотрудников и обеспечения безопасности как пешеходов, так и курьеров.

Ранее единый стандарт работы курьерских служб утвердили в Москве. Его внедрят в три этапа, первый из которых — требования к внешнему виду сотрудников — вступил в силу с 15 мая 2024 года. С 1 октября обязательным станет наличие на транспорте и сумке курьера номерных знаков, а на одежде и сумке — светоотражающих элементов. А с 1 мая 2025 года вступят в силу требования к транспорту работника. При этом власти будут развивать инфраструктуру для курьеров и разрабатывать вместе с компаниями безопасные маршруты, чтобы сократить время поездок.

Кроме того, на мой взгляд, службы доставки на постоянной основе должны:

  • проводить проверки, внутренний учет транспортных средств, которые используют курьеры, выполняющие доставку,
  • если транспортные средства относятся к категории «мопед», проводить проверку курьеров на наличие прав на управление данным видом транспорта,
  • оборудовать транспортные средства, использующиеся для доставки, устройствами, определяющими скорость и место передвижения,
  • ограничивать их скорость до 10 км/ч в дневное время и в зонах повышенной опасности (тротуары, парки и иные зоны отдыха, места крупных скоплений людей, детские площадки, прилегающие территории к детским учреждениям) а также ввести полный запрет движения по тротуарам шириной менее 2-3 метров,
  • вести мониторинг соблюдения правил ПДД курьерами, осуществляющими доставку, а также применять для нарушителей внутреннюю систему штрафов. Эта система должна быть прозрачной и понятной для всех сотрудников. Она может включать штрафы за превышение скорости, неправильную парковку и другие нарушения,
  • если курьер нарушает правила неоднократно, это может свидетельствовать о его безответственном отношении к безопасности на дорогах. В таком случае компания может принять решение об увольнении курьера. Это послужит предупреждением для других сотрудников и поможет повысить уровень безопасности на дорогах,
  • создать единую систему для курьеров по аналогии с кикшерингом. Эта система позволит властям выделять зоны, в которых транспортное средство курьеров будет автоматически замедляться,
  • установить лимит веса груза, который может перевозить курьер на электровелосипеде, например до 10 кг. Это позволит снизить риск аварий, связанных с перегрузом и потерей управления.

Жалоба в один клик: цифровой сервис для быстрого и эффективного реагирования на нарушения

Также необходимо создать единый цифровой сервис, который позволит гражданам быстро и эффективно сообщать о нарушениях со стороны курьеров, а компаниям — оперативно реагировать на эти жалобы и принимать меры.

Предлагаемый сервис должен иметь следующие функции:

  • отправка жалоб на курьеров: граждане смогут легко и быстро отправить жалобу на курьерскую службу, указав детали нарушения, дату и время, а также прикрепив фото- или видеоматериалы,
  • просмотр истории жалоб: каждый пользователь сможет отслеживать статус своей жалобы, а также просматривать историю обращений, связанных с конкретным курьером или компанией,
  • обратная связь от служб доставки: компании смогут оперативно реагировать на жалобы, предоставляя гражданам информацию о принятых мерах,
  • рейтинг курьеров: система рейтинга курьеров позволит оценить их профессионализм и соответствие стандартам безопасности.

Важно, чтобы к этому сервису были подключены правоохранительные органы. Они смогут оперативно собирать данные о нарушениях, что позволит выявлять закономерности и определять горячие точки, требующие усиленного контроля.

Введение системы штрафов для компаний, подключенных к сервису, за неоднократные нарушения со стороны их курьеров является необходимым элементом этой инициативы. Это станет стимулом для служб доставки улучшать контроль за своей деятельностью и вводить более строгие правила для своих курьеров.

Однако, помимо соблюдения правил безопасности, службы доставки могут внести свой вклад в развитие инфраструктуры, которая сделает доставку еще более безопасной и удобной. Например, они могут инвестировать в строительство велодорожек, пешеходных зон и парковок для велосипедов. Это поможет снизить количество аварий с участием курьеров и сделать доставку более экологичной.

Софинансирование со стороны служб доставки может стать важным шагом в развитии инфраструктуры. Это позволит ускорить процесс строительства и модернизации необходимых объектов, а также сделать их более доступными для всех участников процесса доставки.