Кто сказал, что парламент не место для дискуссий, и почему этого не было
Конституционное большинство в Госдуме и полностью профессиональный Совфед позволили законодателям работать слаженно и четко
Тема: 30 лет парламенту России
В середине нулевых российская экономика росла и люди стали меньше думать о политике. Зато больше о себе: начался кредитный бум и массовое жилстроительство. Депутаты ездили на региональные недели, чтобы рассказывать избирателям о своей работе, а губернаторов-совместителей в палате регионов полностью заменили профессиональные сенаторы. Парламент работал над укреплением вертикали власти и вовсю удваивал ВВП. «Парламентская газета» продолжает цикл материалов к тридцатилетию Парламента России. На дворе — нулевые.
Удвоение ВВП
Время первых айфонов, плоских телевизоров и сегвеев, реалити-шоу и дорогих ночных клубов, отечественных сериалов про бандитов и не только, триумфа боксера Валуева и нобелевских лауреатов Гинзбурга и Абрикосова, моды на дауншифтинг и фигурное катание. Середина двухтысячных, они же нулевые, — период подъема российской экономики. В 2003-м впервые с момента начатых в стране реформ фиксируют устойчивый рост ВВП — по итогам года на рекордные 7,3 процента, и тут же амбициозная задача от главы государства Владимира Путина, тоже ВВП по инициалам, — «как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны за десятилетие». До конца нулевых это будет главный пароль российских государственных амбиций, к которому станут подверстывать все программы. Доходы росли быстрее производительности труда. Темпы роста продукции и услуг базовых отраслей экономики, за исключением сельского хозяйства, превышали общие темпы экономического роста.
Полуголодные девяностые люди почти забыли и в целом меньше думали о политике, потому и явка на выборах в Госдуму четвертого созыва в декабре 2003-го ниже, чем в предыдущие годы, только 55,75 процента. У шестидесяти миллионов пришедших на участки россиян был по-прежнему богатый выбор: в голосовании по партийным спискам участвовали два десятка партий и блоков, среди которых «СЛОН», «Автомобильная Россия», «За Русь святую», «Партия мира и единства». Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок. Абсолютный лидер — «Единая Россия», получившая 223 мандата по партспискам, 52 — у КПРФ, 36 — у ЛДПР, 37 — у блока «Родина».
Партию парламентского большинства на выборы вели глава МЧС Сергей Шойгу, мэр Москвы Юрий Лужков, президент Татарстана Минтимер Шаймиев и министр внутренних дел Борис Грызлов. Из первой четверки только Грызлов пошел в Госдуму, чтобы ее возглавить. Остальные, называемые на языке политтехнологов «паровозы», остались при своих прежних должностях. Почти треть всероссийского списка единороссов, 37 человек, отказались от выигранных мандатов. Отказники были и в КПРФ.
Мем на века
«Парламент не место для дискуссий» — один из самых ярких мемов середины двухтысячных, которого в реальности не было. Именно в таком виде фразу запустили в оборот журналисты. На самом же деле на первом заседании Госдумы 29 декабря 2003 года, отвечая на вопрос депутата Елены Драпеко, как «Единая Россия» собирается поддерживать межфракционный внутриполитический диалог, Борис Грызлов, согласно стенограмме, сказал несколько витиеватее: «Мне кажется, что Государственная Дума — это не та площадка, где надо проводить политические баталии, отстаивать какие-то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью».
Грызлов был единственным кандидатом на кресло председателя Госдумы и занял его на первом же заседании, за него проголосовали 352 депутата. Спикер сразу предупредил парламентариев, что «популистские законодательные инициативы поддержки в текущем созыве не получат». Это замечание огорчило лидера ЛДПР Владимира Жириновского. «А для кого мы работаем и пишем законы?» — обратился он к коллегам с вопросом и сам же на него ответил: «Для народа». А значит, по мнению Жириновского, все законы должны быть популистскими, то есть народными, если перевести иностранное слово на русский язык.
В Госдуме ввели региональные недели, которые спикер призывал депутатов «максимально использовать для проведения встреч с гражданами, для информирования общества о достигнутых результатах». Отчет перед избирателями и ответственная работа над новыми законами — вот две центральные задачи Государственной Думы, напутствовал Борис Грызлов.
Читайте также:
• В Госдуме — Нобель, в Совфеде — сенаторы-профи
Протесты против монетизации
Хотя жить людям становилось вроде как лучше, согласия в обществе все еще не наблюдалось. Результаты проведенного в конце 2003 года исследования показали, что одни и те же события россияне рассматривали и как положительные, и как отрицательные. При этом общая картина воспоминаний складывалась в пользу негатива. На просьбу вспомнить хорошие события прошедшего года откликнулись лишь 25 процентов опрошенных, в то время как 55 процентов с легкостью отметили самые плохие моменты уходящего года. К негативным событиям чаще относили развитие ситуации в Чечне, теракты, рост цен, усиление коррупции и обострение криминальной обстановки. Но другая часть общества высказала диаметрально противоположную точку зрения, оценив те же события положительно. По мнению этих оптимистов, на Северном Кавказе ситуация в целом улучшилась, налицо успехи в экономике, что привело к повышению уровня жизни населения, а работа правоохранительных органов стала залогом успешной борьбы с коррупцией и преступностью.
Зато единство демонстрировал Парламент. К четвертому думскому созыву в Совете Федерации завершился очередной переходный период — теперь в палате регионов работали только профессиональные сенаторы, а не губернаторы-совместители. В Совфеде не существовало партийной конкуренции, а законопроекты сенаторы все чаще вносили совместно с депутатами.
Одной из самых резонансных инициатив 2004 года, прошедших через Парламент, стал закон о монетизации льгот. Тогдашний депутат Госдумы, впоследствии работавший и в Совфеде, Валерий Рязанский рассказал «Парламентской газете», что работали над документом много и долго, но все никак не получалось найти компромиссный вариант: «Обеспечивать все обязательства государство было не в силах, поэтому постоянно создавалась иллюзия обмана. Развеивать ее было больно, но не делать этого — еще больней. Я помню, как и депутаты, и сенаторы объясняли людям причину такого решения, непросто было губернаторам, ведь по регионам пошли волнения. Но президент тогда поставил четкую задачу: не давать пустых обещаний, а те, что дали, обязательно исполнять».
Укрепление вертикали
Политический ландшафт России серьезно изменился после самого страшного в истории страны теракта. 1 сентября 2004 года в североосетинском райцентре Беслан в школе №1 боевики захватили больше тысячи заложников. Погибли 333 человека, большинство — дети. Беслан с тех пор надолго стал столицей горя.
Через неделю после похорон жертв теракта Владимир Путин собрал расширенное заседание кабмина и губернаторов, на котором заявил, что главы регионов «должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства». Мера направлена на укрепление вертикали власти и борьбу с терроризмом. Инициативу поддержал Парламент. «Отмена всеобщих выборов губернаторов вовсе не означает, что на местах теперь будут править президентские ставленники, — объяснял Сергей Миронов. — Граждане России смогут участвовать в процедуре назначения глав регионов через своих демократически избранных представителей — депутатов законодательных собраний». Более того, по мнению тогдашнего спикера Совфеда, люди получили возможность «обращаться к президенту с рекомендацией выдвинуть ту или иную кандидатуру на эту должность, а также к своему депутату с наказом по ее избранию».
Изменили и принцип формирования Госдумы, отказавшись от выборов в одномандатных округах. Начиная с пятого созыва, партсписки — единственная возможность стать депутатом. Минимальную численность партий увеличили в пять раз: с десяти до пятидесяти тысяч членов. Порог попадания партий в Думу подняли с пяти до семи процентов голосов, а самих партий в палате должно быть не минимум четыре, а хотя бы две.
С 2003 по 2007 год Парламент четырежды рассматривал федеральные конституционные законы об укрупнении регионов после проходивших там референдумов. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ образовали Пермский край, в состав Красноярского края вошли Таймыр и Эвенкия, из Камчатской области и Корякского округа получился Камчатский край, к Иркутской области присоединили Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, а Забайкальский край получился из слияния Читинской области и Агинского Бурятского округа.
Представляющий в Совфеде Красноярский край Андрей Клишас в интервью «Парламентской газете» сказал, что объединение регионов отвечало не только интересам эффективного управления, укрепления экономической базы субъекта, но и непосредственно интересам самих жителей. «Это позволило обеспечить более высокий уровень жизни граждан, восстановить единое экономическое, коммуникационное пространство региона, снять дополнительные административные барьеры, — отметил сенатор. — Объединение позволило выравнять уровень социально-экономического развития территорий, упростить экономические связи между ними».
За обновленной вертикалью установили народный контроль, проведя через Госдуму и Совфед закон об Общественной палате РФ, созданной «для взаимодействия граждан с органами власти». На новой площадке обсуждали наиболее острые инициативы — это назвали нулевым чтением законопроекта. Состав ОП формируют президент, всероссийские общественные объединения и региональные организации. «Палата стала вулканом для гражданского общества, — рассказал «Парламентской газете» член самого первого состава, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев. — У нас проходили потрясающие дискуссии, итогом которых были реальные решения. В комиссии по СМИ мы боролись за открытость власти и заставляли региональных чиновников взаимодействовать с журналистами. А позже обязанность чиновников всех уровней отвечать на запросы СМИ закрепили в законе».
Куда ушли деньги дольщиков
В середине двухтысячных айфон — самый модный гаджет и безусловный маркер крутости его владельца. Вот только большинство мобильников россияне покупают в кредит по очень высоким ставкам — 19 процентов годовых на пять лет, в итоге — двойная переплата. На телефоны приходится половина всего рынка потребкредитования в 2003-м, потому как понты никто не отменял, а заокеанское «яблоко» стоит под тысячу баксов. На своей родине, кстати, вдвое дешевле.
Потребкредитование приобрело массовый характер в 2004-2005 годах — торговля в кредит составляла 60 процентов от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов, рассказал «Парламентской газете» депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Но подход к этому делу у нас оказался некапиталистический, отметил парламентарий: низкие ставки в Европе и США связаны с уверенностью, что экономический кризис не сделает заемщика неплатежеспособным. «В России же принято думать, что если клиент обращается за кредитом, то у него нет денег, и банки перестраховываются и устанавливают высокие ставки из-за риска невозврата», — объяснил Аксаков.
Появившиеся «лишние» деньги россияне в середине двухтысячных часто вкладывали в недвижимость. Квартиры они рассматривали как выгодное вложение, но часто оказывались у разбитого корыта. Покупатель заключал с застройщиком предварительный договор купли-продажи, который не проходил госрегистрацию, и компания снова продавала ту же квартиру. Вступивший в силу в 2005 году закон о долевом строительстве должен был защитить покупателей от двойных продаж, но по всей стране ключи от квартир ждали около ста тысяч человек. Они вышли на митинги с лозунгами «Нам негде жить», «Наша крыша — небо голубое», «Дитя без жилья — страна без будущего».
Жилищный кодекс 2004 года писали идеалисты, уверена депутат Госдумы Светлана Разворотнева, приложившая немало усилий, чтобы решить проблемы обманутых дольщиков. «Я видела, как люди жили в палатках и на улицах, как строились дома в чистом поле без коммуникаций и инфраструктуры, — рассказала нашему изданию депутат. — Перескочить из советских кооперативов в ипотеку не получилось, но там, где кооперативные формы оставались, проблема была менее острой. Появились собственники квартир, но настоящими хозяевами своих квадратных метров они так и не стали. Решать проблемы в доме сообща наши люди как не могли, так и не могут. Во-первых, система принятия решений очень сложная, а во-вторых, государство всегда было готово подставить плечо и сделать все за вас. При этом проблема дольщиков до конца не исчерпана».
Меньше знаменитостей
Парламент работал четко. Госдума с первого раза утвердила премьер-министром Михаила Фрадкова в марте 2004-го и так же сразу Виктора Зубкова в сентябре 2007-го. Появились новые редакции Градостроительного и Жилищного кодексов, депутаты приняли много законов, разграничивающих полномочия между федеральными и региональными органами власти.
Медийных лиц в обеих палатах стало меньше. Продолжили депутатствовать Иосиф Кобзон и Станислав Говорухин, нобелевский лауреат Жорес Алферов, космонавт Светлана Савицкая, впервые избрался хоккеист Владислав Третьяк. В Софвед в основном направляли представителей региональных элит.
В истории этого созыва Госдумы осталась лишь одна драка. Потасовка между представителями фракций «Родина» и ЛДПР произошла 30 марта 2005 года, пострадал депутат от «Родины» Андрей Савельев. После инцидента депутаты лишили лидера ЛДПР Владимира Жириновского права голоса на заседаниях на месяц. Генпрокурор Юрий Бирюков 26 апреля направил в Госдуму ходатайство о снятии депутатской неприкосновенности с участников драки — Андрея Савельева и либерал-демократов Владимира Жириновского, Сергея Абельцева, Алексея Островского, Игоря Лебедева. Депутаты большинством голосов своего согласия на это не дали.
Последнее заседание Госдумы четвертого созыва прошло 16 ноября 2007 года, а 2 декабря состоялись выборы новых депутатов.