Кто боится реформы ООН
Главная международная организация переживает кризис, спровоцированный доминированием в ее работе интересов стран Запада
Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году по итогам Второй мировой войны как площадка принятия важнейших для мира компромиссных решений, сегодня теряет силу. Эксперты считают это следствием того, что авторитет организации последовательно обрушают страны Запада. Они уже давно и грубо нарушают Устав ООН, а также публично заявляют о «порядке, основанном на правилах», что, по мнению США и их идеологических союзников, должен заменить международное право. В преддверии Дня ООН, который отмечают 24 октября, мы решили выяснить, можно ли спасти ООН, которую пытаются задушить в своих объятьях идеологи однополярного мира, и какие реформы нужны организации?
Что такое ООН
Ее появление многие называли важнейшим достижением человечества по итогам Второй мировой войны — по согласию ведущих держав мира возникла Организация Объединенных Наций, где первые лица государств могли решать самые острые вопросы мирным путем. Не случайно «сердцем» ООН считается Совет Безопасности, ответственный за решение вопросов международной безопасности. А вот центральное место в организации занимает Генассамблея ООН — ее регулярные сессии, не считая чрезвычайных и специальных заседаний, проходят раз в год во второй половине сентября. Помимо рассмотрения актуальных вопросов мировой повестки, участники заседаний ГА ООН в том числе избирают 10 из 15 членов Совбеза. Эта десятка получает право членства в СБ ООН на два года. А пятерка стран — постоянных его участников — Китая, России, США, Великобритании и Франции — не переизбирается, и каждый из них имеет полномочия заблокировать то или иное решение (право вето).
Среди главных органов организации выделим также Секретариат во главе Генсеком ООН, который обслуживает работу организации, Международный суд (дает консультативные заключения по запросам ООН), Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). При каждом из главных органов работают специальные учреждения. Создаются они как вспомогательные структуры, хотя давно воспринимаются как вполне самостоятельные организации. Наиболее известные из них — ЮНЕСКО, МАГАТЭ, Всемирный банк, ВОЗ.
Отметим, что резолюции Генассамблеи ООН не обладают обязательной юридической силой, но оказывают серьезное политическое влияние на деятельность государств, а в некоторых случаях могут служить источником права. А вот решения Совбеза, согласно Уставу ООН, все члены страны — члены организации «соглашаются принимать и выполнять».
Санкционный разгул
Впрочем, работа как отдельных структур, так и всей ООН в целом сегодня далеко не у всех в мире уже вызывает должный пиетет. Разговоры о грубых нарушениях Устава ООН западными странами и о глубокой озабоченности этим организации стали уже притчей во языцех. Хороший пример — односторонние санкции, которые вводятся Западом против конкретных стран. Об этом знают сегодня практически все, кто хоть как-то интересуется политикой. Но мало кто знает, что еще не так давно, в 1990‑х годах, вопрос о введении таких санкций мог быть решен исключительно с одобрения ООН, а точнее, его ключевой структуры, отвечающей за вопросы войны и мира — Совета Безопасности. На практике все это осталось на бумаге. А в реальности Запад давно проломил авторитет ООН своими грубыми и регулярными нарушениями Устава организации.
Показательный пример — санкции, введенные Штатами против Кубы. В 2022 году ООН в очередной, тридцатый (!) раз приняла резолюцию, осуждающую этот шаг Вашингтона и призывающую США отменить экономические санкции против Кубы. 185 государств проголосовали «за», только два — США и Израиль — «против», еще два — Украина и Бразилия — воздержались. Заметим, что такую же резолюцию Генассамблеи ООН в 1992 году поддержало всего 59 государств — динамика, как говорится, налицо. Однако все правильные слова о незаконном характере эмбарго против Кубы, о том, что блокада является вопиющим и систематическим нарушением Устава ООН, никак не влияют на позицию Вашингтона.
Дурной пример, не встречающий достойного отпора со стороны международного сообщества, оказался заразительным — по данным ООН, под индивидуальными санкциями находится треть всех стран мира. В их числе находится и Россия, которая, впрочем, в отличие от многих, сумела использовать санкции для успешного развития собственных мощностей — как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Между тем всем очевидно, что ситуация с применением санкций, главным заказчиком которых выступают США и в целом коллективный Запад, давно вышла из-под контроля ООН.
Оккупации через отдел кадров
Впрочем, санкции — это цветочки по сравнению с прямым насилием, которое давно практикуют в обеих столицах англосаксонского мира, Вашингтоне и Лондоне. Еще в 1946 году Великобритания без всяких обсуждений с ООН разбомбила город Хариб в Йемене, в 1983 году США вторглись в Гренаду, в 1986-м напали на Ливию, в 1989-м — на Панаму. Заметим, что при вторжении в Гренаду ООН заявила о «грубом нарушении международного права» Вашингтоном. На что президент США Рональд Рейган ответил, что реакция ООН ничуть не испортила ему аппетит во время завтрака.
После развала СССР Запад уже совсем перестал стесняться, действуя все более агрессивно в отношении неподконтрольных ему государств. В 1999 году Вашингтон не просто бомбил Югославию — по югу страны было выпущено более 30 тысяч кассетных боеприпасов, начиненных ураном-238, последствия чего до сих пор сказываются на здоровье жителей Сербии.
А что ООН? Там по-прежнему проявляют глубокую озабоченность происходящим, снова и снова заявляют о «грубых нарушениях» своего Устава Вашингтоном и компанией. Все это привело к тому, что наблюдатели и эксперты все чаще стали говорить о необходимости коренных изменений в «беззубой» ООН. Впрочем, в защиту ключевой роли организации, ее Устава и приоритета принципов международного права неизменно выступают лидеры незападного мира, в числе которых находится Россия.
Одна из главных причин нашей приверженности организации, которая многим кажется тонущим кораблем, очевидна — в развале ООН более всего заинтересован Запад, который последовательно обрушивает авторитет организации. И почву для этого, как заявил нашему изданию сенатор Андрей Климов, там стали готовить сразу, как распался СССР. По его словам, речь идет о попытках оккупации ООН коллективным Западом — ни больше, ни меньше.
Чтобы прибрать ООН к своим рукам, Запад, как считает сенатор, сделал ставку на кадровый состав аппарата и секретариата организации. Речь идет прежде всего о сотрудниках, которые подготавливают все решения, занимаются аналитикой и экспертизой документов. «Значительная их часть являются гражданами стран — участниц НАТО, сейчас это стало очевидным. Поэтому США считают ООН неформальным филиалом госдепа — увы, для этого у них есть определенные основания. И лично я рекомендовал бы странам незападного мира отказать в поддержке кандидатуре следующего Генсека ООН, если это опять будет представитель страны НАТО», — отметил Андрей Климов.
Кому выгодна реформа Совбеза ООН
Серьезным фактором влияния выступает и то, что штаб-квартира ООН до сих пор располагается в Нью-Йорке. Вопиющим случаем является недопуск делегатов Генассамблеи ООН в страну, где она проходит — Вашингтон давно и активно практикует это, лишая представителей неугодных ему стран американской визы. Особенно выпукло это проявляется в последние годы в отношении российских делегатов. Последним из тех, кто подвергся таким визовым репрессиям, стал глава Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий — в сентябре 2023 года американская сторона отказала ему в визе США молча, никак не объяснив причины такого шага. «США объявили нам настоящую «визовую войну». Это настоящий произвол и, по сути, скрытый диктат», — заявил нашему изданию Леонид Слуцкий.
При этом он считает, что вопрос переезда штаб-квартиры ООН из США в страну, которая не захочет нарушать свои международные обязательства, «можно и нужно» обсуждать. Но в рукаве у Белого дома есть козырь: один из мощных стимулов, который заставляет ооновских чиновников проявлять лишь «глубокую озабоченность» вопиющими нарушениями Вашингтона, является тот факт, что почти четверть бюджета ООН (а это прежде всего зарплаты ее сотрудников) финансируется из американской госказны. В деньгах это 650-700 миллионов долларов ежегодных выплат.
И все же смена прописки, при всем возможном резонансе такого шага, является больше косметической мерой там, где назревает капитальный ремонт. В данном случае ядром таких ремонтных работ можно считать изменение состава стран — участниц ключевой структуры ООН, Совета Безопасности, в полномочия которого, в частности, входит одобрение любых изменений в Устав ООН, организация миротворческих операций, введение международных санкций и санкционирование военных действий.
В 2021 году глава МИД России Сергей Лавров заявил о приверженности России подходу, согласно которому содержание реформы СБ ООН должно быть посвящено расширению представленности в нем стран Африки, Азии и Латинской Америки. На Западе хотят других реформ — ранее в Вашингтоне предлагали вовсе отменить право вето, что открывало путь к принятию решения внутри «большой пятерки» большинством голосов, где перевес на сегодня у Запада. А сегодня сторонники однополярного мира через заявления украинского президента Зеленского уже предлагают лишить Россию полномочий в Совбезе ООН.
Впрочем, поддержки подобные инициативы точно не получат. Так считает сенатор Алексей Пушков, который в свое время возглавлял наших законодателей — делегатов в Парламентской ассамблее Совета Европы. «В политических кругах США и Европы прекрасно понимают, что если вы кого-то лишаете права, то следующим этого права могут лишить вас. Поэтому США на словах обещают поддержать стремление ряда стран войти в Совет Безопасности в качестве постоянных членов, а на самом деле очень опасаются этой реформы», — пояснил он.
Одно из опасений Вашингтона состоит еще и в том, что расширение числа постоянных членов СБ ООН, если оно произойдет, почти наверняка состоится за счет стран незападного мира. А это, в свою очередь, лишит опоры «прозападную» модель управления ООН: на сегодня Запад «застолбил» три из пяти привилегированных мест в Совбезе — это пока позволяет многим закрывать глаза на то, что представители 40-45 стран западного мира (то есть мирового меньшинства) составляют большую часть аппарата ООН.
Мутные игры пора прекратить
В России в отношении реформы Совбеза и в целом ООН призывают руководствоваться русской народной мудростью «поспешай, не торопясь». Да, есть понимание того, что реформа назрела. Но любые серьезные изменения в организации почти наверняка будут сопровождаться агрессивным и расшатывающим недовольством Запада — это может окончательно добить ослабленную ООН. И идти на такое риск Россия как соучредитель этой структуры допустить не может.
Как заявил нашему изданию глава международного Комитета Совета Федерации, ранее занимавший пост замглавы МИД РФ, Григорий Карасин, Москва сегодня выступает за то, чтобы решения и любые действия ООН были всегда понятны членам организации и согласованы с ними. «Мы против того, чтобы ООН принимала участие в, мягко говоря, сомнительных коалиционных мероприятиях, которые обслуживают интересы отдельных групп государств, не информируя другую часть стран — участниц организации о том, что на самом деле происходит», — заявил он.
Сенатор, который вошел в состав нашей делегации, отработавшей на Генассамблее ООН в сентябре 2023 года, сообщил, что по этому поводу у Сергея Лаврова в Нью-Йорке состоялся «очень серьезный разговор» с руководством организации.
«ООН — это коллективный орган по поддержанию здравомыслия и предсказуемости на международной арене. Добиться этого можно, в том числе честным и требовательным отношением к сотрудникам аппарата и секретариата ООН, — в их работе нужна гласность, а их участие в неких мероприятиях в обход большой части стран ООН должно стать неприемлемым», — уверен Григорий Карасин.
Ещё материалы: Григорий Карасин, Леонид Слуцкий, Андрей Климов, Сергей Лавров, Алексей Пушков