Красносельский: Россия могла бы поднять в ООН вопрос о признании Приднестровья
Президент непризнанной республики рассказал «Парламентской газете», почему в регионе может вспыхнуть война, если из него уйдут российские миротворцы
Несколько дней назад Молдавия обратилась к ООН с просьбой включить вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья в повестку дня 72-й сессии Генеральной Ассамблеи организации, которая начнётся 12 сентября. Почему это было сделано именно сейчас, в эксклюзивном интервью «Парламентской газете» объяснил лидер Приднестровской Молдавской Республики Вадим Красносельский.
- Вадим Николаевич, в опубликованном 22 августа письме постоянного представителя Молдавии при всемирной организации Виктора Морару утверждается, что присутствие военнослужащих РФ «представляет собой угрозу для поддержания международного мира и безопасности». На основании чего молдавская сторона сделала такие выводы?
- Миротворческие силы начали нести службу на берегах Днестра по подписанному соглашению «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года. Документ был подписан президентами России и Молдавии Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром в присутствии президента ПМР Игоря Смирнова. Миротворцы остановили боевые действия между молдавской полицией и приднестровским ополчением, а также нейтрализовали вышедшие из-под контроля вооружённые формирования.
На основании этого миротворческие силы состоят из трёх частей — российские миротворцы, молдавские миротворцы и приднестровские миротворцы. За 25 лет никто не ставил под сомнение легитимность данного соглашения и никто не заявлял о выходе из этого соглашения. Очень странная позиция Молдавии, которая обратилась в ООН, ставя под сомнение данный документ, но одновременно не выходя из этого соглашения. Нелогично.
За 25 лет данный формат миротворческой операции доказал свою эффективность. За это время в ходе исполнения своих служебных обязанностей не погиб ни один миротворец, не было ни одного серьёзного конфликта. Кто может гарантировать такую стабильность при изменении формата? Поэтому изменение формата миротворческой операции на Днестре просто недопустимо.
- Почему молдавская сторона направила письмо в ООН именно сейчас?
- Здесь прослеживается определённая логика. К сожалению, мало кто в Российской Федерации обратил внимание на решение Конституционного суда Молдавии от 2 мая 2017 года о нейтралитете страны и присутствии на её территории российских войск. Там сказано, что нахождение в Молдавии воинских подразделений или военных баз других государств является неконституционным. В документе говорится, что «Молдова не допускает размещения на своей территории войск, принадлежащих другим государствам". Однако со времени советской оккупации нынешней территории Молдовы (1944-1991 годы) до сих пор в восточной части страны развёрнуты оккупационные войска Российской Федерации. Далее Конституционный суд Молдавии определяет, что для решения данной проблемы можно применить любые дипломатические меры вплоть до военных. И это рекомендуется руководству Молдавии.
По сути своей все остальные действия, такие как утверждение молдавским парламентом 21 июля 2017 года декларации о выводе из страны российских военных, входящих в миротворческий контингент, и все остальные действия молдавской стороны связаны с решением Конституционного суда. С точки зрения законов Молдавии вот это обращение Морару в ООН и есть исполнение решения Конституционного суда. Они последовательны, можно сказать. Но все эти действия не имеют никакого отношения к сохранению мира на берегах Днестра. Я глубоко убеждён что те, кто раскачивают эту ситуацию, кто желает вывода российских миротворцев из зоны безопасности желают эскалации конфликта в Приднестровском регионе. Нужно глубоко задуматься, кому это выгодно.
- Насколько реальна война в регионе?
- Я уверен, что если в Приднестровье не будет российских миротворцев, не будет сдерживающей агрессии силы, то процент вероятности возобновления боевых действий очень велик.
- 5 августа в молдавском селе Бульбоакки закончились совместные с США учения Dragoon Pioneer. Не тревожит наличие большого количества американских военнослужащих в регионе? Наблюдаете за этими процессами?
- Мы черпаем информацию из открытых источников. Регион небольшой, информация всё равно просачивается. И конечно, мы отслеживаем такого рода события. Честно скажу, оптимизма они не добавляют в свете ситуации, которая сейчас складывается внутри и за пределами Приднестровья.
- Насколько возможно Приднестровью донести правдивую информацию до Генеральной Ассамблеи ООН?
- К сожалению, на площадке ООН могут выслушать только позицию признанных государств. При этом 2 сентября 2017 года Приднестровье отметит 27-летнюю годовщину независимости. За эти годы наша республика доказала состоятельность. При этом мы свою позицию аргументируем и можем доказать на любой площадке. Я уверен, что если нашу позицию услышат в ООН, то, возможно, точка зрения международного сообщества могла бы измениться.
Здесь очень важна позиция Российской Федерации в ООН. Россия не просто мощное, сильное государство. Россия — гарант Приднестровского урегулирования и является гарантом в переговорном формате «5+2» (Кишинёв, Тирасполь — как участники, ОБСЕ, Россия и Украина — посредники, США и ЕС — наблюдатели. — Прим. ред.). По сути своей, Российская Федерация могла бы представить в ООН интересы Приднестровья. И если Молдавия выносит в ООН вопрос о выводе российских миротворцев из Приднестровья, то почему бы в складывающейся ситуации не поставить вопрос в ООН о признании Приднестровья?