Контроль за семейной политикой предложено возложить на Минтруд
По мнению Валентины Матвиенко в России должен быть единый центр по поддержке семьи и детства
В России до сих пор нет ведомства, которое бы курировало семейную политику. Растёт и количество жалоб на органы опеки: только в аппарат уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка за последние три года их пришло больше на 23 процента. Такие данные 30 ноября были приведены на заседании Совета при Президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей.
В чём причина системных сбоев
В массовом сознании за органами опеки закрепилась репутация бездушной, чуть ли не репрессивной структуры, отметила на заседании Совета председатель Палаты регионов Валентина Матвиенко. Часто звучат упрёки в некомпетентности, в необоснованном изъятии детей из семьи. При этом службу критикуют за попустительство и медленную реакцию на проблемы. «Зачастую ругают за дело, — признала спикер. — Но важно понимать, в чём кроются причины таких перегибов».
В 2020 году число жалоб на опеку в аппарат уполномоченного по правам ребёнка в РФ выросло в пять раз, рассказала детский омбудсмен Анна Кузнецова. Уполномоченному приходилось вмешиваться, разбирать некоторые случаи в ручном режиме и «вести их до полной нормализации ситуации». Массовый мониторинг работы органов опеки в регионах, проведённый аппаратом омбудсмена, выявил системные сбои практически во всех субъектах. Ещё одна проблема — слабые контакты опеки с другими службами, в результате чего информация о неблагополучии семьи вовремя не отрабатывается.
Полномочия по поддержке семьи и детства сегодня действительно распределены между различными министерствами и ведомствами, обратила внимание Валентина Матвиенко. Минтруд занимается вопросами социальной защиты, за Министерством просвещения закреплена сфера опеки, попечительства и профилактики безнадзорности, в работе с семьёй также задействованы Министерство здравоохранения, МВД и другие ведомства.
«Получается, что единого центра управления семейной политикой на федеральном уровне нет», — пояснила спикер. При этом, по словам Матвиенко, в регионах есть успешные практики, когда создаются, условно говоря, министерства семьи, на которых замыкается вся работа. Такой опыт есть, в частности, в республике Башкортостан, Астраханской и Томской областях, уточнила Матвиенко. Региональные наработки, по её мнению, можно было бы взять на вооружение и в масштабе всей страны, причём никаких дополнительных ведомств плодить не потребуется. «Достаточно грамотно распределить полномочия и определить одного ответственного исполнителя», — считает спикер. Таким исполнителем, по её мнению, мог бы стать Минтруд. В том случае если такая обязанность на ведомство будет возложена, его название стоит изменить на министерство труда, социальной защиты и семейной политики, предложила Валентина Матвиенко.
Понятны, по словам председателя Совета Федерации, и причины сбоев в работе органов опеки. В их числе перегруженность полномочиями (их более 60 только на федеральном уровне), слабая система профподготовки, низкий уровень зарплат, и как следствие — кадровый голод. «На одного специалиста порой приходится до 5 тысяч детей. Понятно, что в таких условиях о каком-то персональном внимании к каждому подопечному говорить не приходится», — признала спикер.
Решить проблему, по мнению Матвиенко, могли бы корректировка полномочий, разработка программ высшего образования для специалистов опеки, а также определение стандартов их деятельности, отвечающих требованиям времени.
Полномочия опеки будут уточняться
В кабмине с предложениями спикера Совета Федерации согласились. К 2024 году в России будет создана единая модель подчинённости организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в регионах, рассказала вице-премьер Татьяна Голикова. Управление системой отойдёт одному министерству, а от части полномочий опеку освободят уже в ближайшем будущем. Впредь обеспечивать жильём детей-сирот будет Минстрой — такое решение кабмина, по словам Голиковой, уже фактически состоялось.
Минпросвещения со своей стороны запустит в педвузах отдельное направление по подготовке кадров для сферы опеки и попечительства. Готовить будут не только новых специалистов, но и повышать квалификацию уже работающим, уточнил глава ведомства Сергей Кравцов.
Как социализировать детей-сирот
Межведомственное согласование в кабмине проходит проект закона, который установит понятие «сопровождения» в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сопровождение в данном случае подразумевает и консультативную, и психологическую, и педагогическую, и юридическую, и социальную помощь выпускникам детдомов и интернатов, а также опекунам и попечителям, принявшим на воспитание таких детей, уточнила Татьяна Голикова.
Однако, по мнению вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, решать проблему с социализацией выпускников детдомов нужно не только «постинтернатным» сопровождением. По статистике, пока что лишь треть из них становятся успешными в самостоятельной жизни, подчеркнула Яровая. «Анализ, который мы провели, показывает, что сегодня отсутствуют единые подходы к воспитанию детей, которые находятся в государственных учреждениях», — пояснила она.
Изменить положение дел, по словам вице-спикера, поможет подготовленный ею законопроект (сейчас он дорабатывается с профильными министерствами), внедряющий типовую программу воспитания детей, которые находятся в специальных учреждениях. Разработать такую программу, по словам Яровой, смогут Минтруд и Минпросвещения. «Также в законопроекте мы предлагаем сделать обязательным возможность получения первой профессии в старших классах, для того чтобы после выпуска из школы мы могли бы быть уверены в том, что социализация выпускников детдомов будет проведена успешно», — сказала вице-спикер.