Конституционные поправки как шаг к укреплению территориальной целостности и государственного суверенитета России
Принцип суверенного равенства государств был закреплён в качестве одной из фундаментальных основ современного мироустройства в статье 2 Устава ООН, устанавливающей, что «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её членов». Между тем нормы международного права и деятельность органов наднациональной юрисдикции, ещё недавно призванных обеспечить равное и взаимовыгодное межгосударственное сотрудничество, сегодня становятся инструментами воздействия на тех, кто отказывается проводить навязанную извне политику.
Объективно складывающаяся картина межгосударственных отношений показывает, что такая категория, как «суверенитет», сегодня зачастую размывается на фоне процессов глобализации и расширения сферы вмешательства наднациональных структур в государственные дела. При этом такое расширение нередко носит характер «снежного кома», когда передача тех или иных полномочий постепенно приводит к деградации собственных национальных институтов и смещению центра принятия важнейших для граждан решений на наднациональный уровень.
Такая тенденция порождает проблему, характерную для любой универсализации — присущая тому или иному государству специфика не может быть в полной мере учтена, что негативно сказывается на развитии правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан, возможности принимать эффективные управленческие решения в кризисных ситуациях.
Во многих зарубежных правопорядках в связи с этим наметилась тенденция по укреплению своей национальной конституционной идентичности, обозначению пределов вмешательства международных структур в политику государства, обеспечению охраны государственного суверенитета. Данный тренд особенно актуален и для Российской Федерации.
Территория выступает одним из основных признаков любого государства и является пространственным выражением государственного суверенитета. Обеспечение неприкосновенности территории государства, в связи с этим, является исключительно важным условием сохранения самостоятельности государства и его независимости. Ни одно государство не может называться суверенным, если оно не может обеспечить неприкосновенность своих территорий от посягательств. В связи с этим, одной из важнейших гарантий обеспечения государственной целостности является реальное воплощение неотчуждаемости территорий.
Как справедливо указал Владимир Машков на встрече Президента России Владимира Путина с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России от 13 февраля 2020 года, у многих россиян есть серьёзные опасения, что после того, как президентский пост перейдёт к другому человеку, у зарубежных государств откроется «окно возможностей» в вопросе отчуждения территорий Российской Федерации.
В связи с этим было предложено дополнить Конституцию России частью 2.1. статьи 67, которая устанавливает, что «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».
Закрепление в конституциях принципа территориальной целостности в качестве одной из важнейших основ конституционного строя является распространённой практикой в зарубежных государствах. Если же возможность отчуждения территории допускается, то процедура такого отчуждения во всяком случае является труднореализуемой.
Согласно статье 273 Конституции Португалии целями национальной обороны являются обеспечение национальной независимости, территориальной целостности, свободы и безопасности населения от любой внешней агрессии или угрозы при соблюдении конституционного строя, демократических процедур и международных соглашений. В соответствии со статьей 1 Конституции Чехии основной обязанностью государства является обеспечение суверенитета и территориальной целостности Чешской Республики, защита её демократических основ, защита жизни, здоровья и собственности. В свою очередь, преамбулой к Конституции Латвии установлено, что латвийский народ защищает свой суверенитет, национальную независимость, территорию, территориальную целостность и демократическую систему правления Латвии.
Основной закон ФРГ же непосредственно не указывает на недопустимость отчуждения территорий, однако Федеральный Конституционный Суд ФРГ в своём решении от 16 декабря 2016 года № 2 BvR 349/16 указал, что земли в составе ФРГ не могут принимать решения о выходе из состава государства, поскольку конституционный порядок установлен народом всего государства, который и является носителем неделимого суверенитета.
Другим важнейшим процессом является реформирование системы публичного управления, предполагающее повышенные стандарты для публичных служащих и должностных лиц в части их связи с Российской Федерацией как центром жизненных интересов.
Так, Конституция РФ дополняется положениями, согласно которым в отношении Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, иных руководителей федерального органа исполнительной власти, сенаторов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, высших должностных лиц субъектов РФ, руководителей федеральных государственных органов, судей, а также Уполномоченного по правам человека устанавливаются дополнительные требования. В отношении указанных лиц Основной Закон будет устанавливать такие ограничения, как запрет наличия гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Лица, чья деятельность связана с реализацией функций публичного управления, должны быть свободны от какого-либо иностранного элемента, который бы поставил под сомнение устойчивость их политико-правовых связей с Россией. Данные требования позволят подчеркнуть, что осуществление публичных полномочий должно осуществляться независимо и исключительно в интересах Российской Федерации.
Наличие связи с иностранным государством в виде гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не исключает возможность возникновения у лица обязательств одновременно перед двумя государствами, что создаёт потенциальные механизмы оказания на такое лицо давления.
Предлагаемые ограничения в полной мере соотносятся с общественным запросом, согласно которому центр жизненных интересов публичных лиц должен находиться в нашем государстве. Конституционный Суд РФ, в Определении от 04.12.2007 г. № 797-О-О отмечал, что поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несёт конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается.
Схожие требования к лицам, осуществляющим публичные полномочия, содержатся и в конституциях зарубежных государств. Так, к примеру, статье 9 Конституции Колумбии установлено, что «принадлежность к Колумбийской Нации утрачивается с получением свидетельства о натурализации в иностранном государстве и при постоянном проживании за границей».
Согласно статье 44 Конституции Австралии любое лицо, которое является принесшим присягу или заявление верноподданства иностранной державе, либо является субъектом или гражданином, приравненным к правам или привилегиям субъекта иностранной державы, лишается пассивного избирательного права.
В условиях длительной политики санкционного давления в отношении Российской Федерации, множественных попыток иностранного влияния на внутриполитические процессы принятие поправок, направленных на укрепление государственного суверенитета и поддержание принципа территориальной целостности, является необходимым и своевременным шагом. Внесение указанных изменений позволит обеспечить дополнительные гарантии защиты государственных интересов, интересов народа России, а также защиты от возможного давления на лиц, выполняющих публично значимые функции, со стороны иностранных государств. Все эти меры необходимы для того, чтобы граждане Российской Федерации могли быть уверены в том, что при любых обстоятельствах они будут находиться под защитой своего государства, которое никогда не поступится принципом нерушимости государственного суверенитета в интересах народа России.
Ещё материалы: Андрей Клишас