Конституционная идеология — основа общенационального единства и развития России
Сегодня особенная дата — День Конституции России. Государственный праздник, который знаменует реальное и безусловное полновластие многонационального народа России, определившего в 1993 году через учредительную конституционную волю свою суверенную судьбу, собственный образ жизни и развития на своей земле на основе воспринятых от предков незыблемых идеалов и ценностей.
Общепризнанная роль Конституции России как фундаментальной основы организации государства и общества, ее глубоко сакральный характер не должны оттенять того, что подлинная сила нашей Конституции в ее непосредственном действии, в повседневной реализации конституционных принципов и норм через отраслевые законы, ведомственные акты и конкретные правоотношения. Конституция России — не маяк на горной вершине и не система автоматического пилотирования. Она обязывает всех нас к постоянным осознанным усилиям ради общего блага (включающего и благо каждого) и при этом дает для определения правильности таких усилий необходимый, прежде всего духовно-мировоззренческий, ценностный, инструментарий.
Обращаясь со словами поздравления по случаю Дня Конституции России, исхожу из того, что лучшее такое поздравление — не в торжественности фраз, а в возможности лучше понять Конституцию России в качестве образа нашей жизни. Убежден, что вопросы претворения в жизнь конституционных принципов и норм лежат в своей основе в идеологической плоскости. Без понимания и принятия идеалов и ценностей Конституции России невозможна ее реализация. В связи с этим хочу привлечь к идеологической стороне Конституции России особое внимание.
Поднимая этот вопрос, разумеется, не могу не учитывать многолетние дискуссии о государственной идеологии в России. Естественно, что в современных условиях глобального противостояния, повлекшего окончательное развенчание иллюзий об этической безупречности и политической нейтральности западных идеалов, в российском обществе существенно усилился запрос на единение и морально-политическую сплоченность, на безусловную защиту нашего исторического достоинства и определение прочного ценностного базиса для стратегического развития страны. Очевидно, что успешные ответы на военно-политические, научно-технологические и экономико-социальные вызовы определяются ценностно-целевыми установками и мотивацией людей, мерой осознания ими своей нераздельной сопричастности к Родине и готовности нести за нее ответственность. Утрата организующей общенациональной ценностной идентичности — путь к самоотчуждению народа и социальной деградации. Вот почему вопрос об идеологии в России имеет сегодня жизненно важное, судьбоносное значение.
Нужно различать государственную идеологию, как порождение политики и политической целесообразности, и идеологию государства, как выражение объективно-исторических устоев самосознания народа, объединенного в государство. С этой точки зрения должны рассматриваться и часто превратно толкуемые положения части 2 статьи 13 Конституции России о невозможности установления какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.
Норма части 2 статьи 13 Конституции России стала понятным ответом на страх идеологической монополии, предписывающей единственно правильное отношение к общественно-политической действительности, формируемое единым и единственным источником, и всеобъемлющего контроля над ее соблюдением. Но запрещая в таком качестве государственную или иную обязательную идеологию, данная норма никоим образом не опровергает объективный (имманентный) ценностно-мировоззренческий, идеологический статус российской государственности как она определена самой Конституцией России.
Хочу подчеркнуть, Конституция РФ — квинтэссенция, ценностно-нормативное ядро политико-правового самосознания народа и в этом смысле основа и высшая форма выражения общенациональной идеологии.
Суть национальной конституционной идеологии — в сопряжении идей тысячелетней российской державы-цивилизации и благополучия человека. В концентрированном и отчетливом виде это выражено уже в преамбуле Конституции России, первые же слова которой («мы, многонациональный народ…») указывают на отправную конституционную ценность общенародного единения людей, на понимание российского государства как государственно организованного общества (а не через противопоставление личности и государства). Рассматривая народ сквозь призму исторической сменяемости, преемственности поколений, преамбула Конституции России прямо закрепляет ценность любви и уважения к Отечеству в качестве базиса суверенной государственности России и незыблемости ее демократической основы.
Мы не должны искать себя в зеркалах Запада или Востока. Наша подлинная суть — в уникальной общности единой исторической судьбы многонационального народа России. Именно такой мировоззренческий и методологический базис для конструирования нашего будущего определен Конституцией России, раскрывается в основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Выраженные в конституционных нормах ценностно-целевые установки народа определяют диапазон идеологического многообразия. Распространение мировоззренческих установок, направленных на дискредитацию и дезорганизацию конституционных институтов, на подрыв идеалов народа и провоцирующих общественно-политическую смуту, социальный негативизм, отчужденность или раскол, недопустимо.
Логика развития Конституции России, включая принятые в порядке ее реализации важнейшие документы стратегического планирования, в частности, относящиеся к традиционным духовно-нравственным ценностям, подтверждает, что необходимо последовательно, системно, тщательно раскрывать богатый ценностно-мировоззренческий потенциал Конституции России в интересах российского общества, и прежде всего через единую систему образования и воспитания.
Приоритетными задачами являются формирование консолидированного научного видения основ конституционного строя России в качестве официальной доктрины Российской Федерации и обеспечение сквозного изучения таких основ на различных (всех) уровнях образования, усиление роли конституционного права России в юридическом образовании — как в вузах, реализующих образовательные программы на основе ФГОС, так и в вузах, работающих по самостоятельно разработанным образовательным стандартам.
Ещё материалы: Сергей Кабышев