Пленарное заседание Государственной Думы

00:00Госдума рассмотрит проект федерального бюджета во втором чтении

Константин Косачев: Россия возвращается в Африку всерьез и надолго

Наша страна готова помогать государствам континента избавиться от остатков западного колониализма

31.05.2022 14:49

Автор: Дмитрий Олишевский

Константин Косачев: Россия возвращается в Африку всерьез и надолго
Константин Косачев © пресс-служба Совета Федерации

Представительная делегация Совета Федерации во главе с председателем палаты Валентиной Матвиенко с официальным визитом отправилась в республики Мозамбик и Зимбабве. Заместитель председателя палаты регионов Константин Косачев в интервью «Парламентской газете» рассказал о том, для чего сенаторы приехали на юг африканского континента и насколько серьезны и долговременны планы России по сотрудничеству в Африке.

- Константин Иосифович, это не первая поездка Валентины Матвиенко и делегации сенаторов в африканские страны. Почему на этот раз Мозамбик и Зимбабве?

- Вне всякого сомнения, для России африканский вектор в целом — это стратегический выбор. И дело здесь не в том, что сейчас одновременно происходит в наших отношениях с Западом. Африка — это то пространство, где нашу страну знают, ценят, уважают и благодарны нам за все то, что происходило в истории ряда африканских государств в период выхода из эпохи колониализма.

Поэтому решения первого саммита Россия — Африка в октябре 2019 года заложили направления развития наших отношений на годы вперед. И здесь очень важно парламентское измерение, которое мы последовательно развиваем на различных площадках. Для нас коллеги — парламентарии из африканских стран часто оказываются наиболее близкими единомышленниками. Происходит развитие и укрепление двухсторонних связей. Наглядное подтверждение  эффективности этого процесса — география визитов официальных делегаций Совета Федерации, в первую очередь во главе с  председателем палаты регионов Валентиной Матвиенко, за рубеж в последние годы, где африканское направление очевидно выделяется в плане приоритетности.

Что касается нашего визита в Мозамбик и Зимбабве. Это близкие для России страны, которые знают, что могло произойти с их народами без последовательной поддержки Советского Союза в критические годы. Я бы хотел здесь особо подчеркнуть, что от советского опыта последовательно дистанцируется большинство постсоветских государств, в то  время как Россия наоборот сохраняет преемственность этой политике. Не для того чтобы  собрать какой-то «урожай благодарности». Нам необходимо преумножить то главное, что было всегда в наших отношениях, — уважение взаимных интересов, понимание важности нашего двухстороннего сотрудничества и видение перспектив. И Мозамбик, и Зимбабве — это две страны, которые сохраняют независимость и суверенитет и в своих внутренних делах, и в своей внешней политике. Западные государства давят политически и экономически на эти две страны, но и Мозамбик, и Зимбабве раз за разом достойнейшим образом отражают соответствующие заходы. Это, что называется, дорогого стоит. Мы в России это отчетливо видим, понимаем и очень высоко ценим.

Позиции двух стран при голосовании в ООН, других международных площадках говорят сами за себя. Мы уверены, что и в рамках визита, и в дальнейшем мы будем говорить, что называется, на одном языке, исходя из нашего общего понимания будущего мироустройства, которое может быть только справедливым, безопасным и строиться на  абсолютном равноправии.

- Не опоздали ли мы?  Когда Советский Союз в начале 90-х годов прошлого века ушел из Африки, на континент пришли другие игроки…

- Вне всякого сомнения, мы «задержались на старте», если брать за точку отсчета распад СССР и возникновение нынешней России с ее новой внешней политикой. Достаточно длительный период, я имею в виду девяностые и частично нулевые годы, мы занимались коммуникациями  с другими континентами мира, прежде всего с так называемым коллективным Западом, имея в виду и Соединенные Штаты Америки, и объединенную Европу. Иллюзии рассеялись. Теперь мы прекрасно понимаем, что нам не удастся выстроить  отношения с Западом на равных. Но в других частях света, и я лично в этом глубоко убежден, у России не меньше, а возможно, и больше совершенно естественных интересов по развитию сотрудничества и в конечном итоге реализации тех потребностей, которые Россия связывает с окружающим миром.

Да, повторюсь, была «задержка на старте». Но мы совершенно точно это осознаем, совершенно точно сделали выводы из не очень удачного опыта прошлого, и мы совершенно точно не повторим этих ошибок в будущем.

- Насколько высок сегодня реальный потенциал сотрудничества России и Африки?

- У нас есть все возможности для наращивания нашего сотрудничества. Еще в 2014-2018 годах Африка оказалась единственным регионом мира, показавшим существенный рост объема российского экспорта — на 6,63 млрд долларов (87 процентов) в Северную Африку, на 1,47 млрд долларов (85 процентов) в Африку к югу от Сахары.

Мы считаем также важным в нынешних условиях поддержать страны Африки в решении обострившихся продовольственных проблем. Не секрет, что объявившие России санкции страны пытаются нас обвинить в этих проблемах, хотя сами всеми средствами блокируют развитие торговли нашей страны с ее партнерами. Сейчас  африканцев пытаются искусственно настроить против России, используя проблемы большинства стран континента.

Между тем Россия выполняет и будет выполнять свои обязательства по международным контрактам в части экспортных поставок продовольствия, удобрений, энергоносителей и других остро необходимых Африке товаров. Кстати, обвинения в адрес России, что она сознательно придерживает экспорт своей пшеницы, оказались откровенной ложью. В марте 2022 года Россия экспортировала 1,7 млн тонн — это на 0,6 млн тонн больше, чем в марте прошлого года. А в апреле текущего года экспорт российской пшеницы был даже увеличен и достиг отметки в 2,1 млн тонн.

Но понятно, что политические спекуляции на эту тему будут продолжаться. Поэтому важно, чтобы и африканские страны настойчиво требовали от Запада отмены односторонних санкций, подрывающих необходимую для мировой торговли транспортно-логистическую инфраструктуру, что создает риски для уязвимых слоев населения.

Читайте также:

• В Мапуту подписано соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации и Ассамблеей Республики Мозамбик • Сенаторы привезли детям Мозамбика сладости и подарки из России • Матвиенко: Россия готовит новый саммит Россия — Африка

- Западу явно не нравится укрепление отношений между Россией и Африкой. Стоит ли ожидать, что наши заокеанские «друзья» начнут по обыкновению вставлять нам палки в колеса?

- Это уже происходит. Так, проект закона о противодействии «враждебной активности» России в Африке прошел слушания в палате представителей Конгресса США. Это, на мой взгляд, квинтэссенция колониального мышления и попытка Вашингтона перенести  геополитические конфликты на африканскую почву. Как совершенно откровенно сказал один из сторонников документа, член комитета палаты представителей США по внешней политике, «деятельность России на [африканском] континенте растет, и это реальная угроза нашим интересам». По его словам, Вашингтон должен заставить африканские правительства и чиновников выбрать, с кем вести бизнес.

То есть речь идет не о поддержке Африки, а о сугубо американских интересах, продвигаемых максимально грубыми способами. Документ, в частности, предполагает привлечение к ответственности правительств африканских стран и их официальных лиц, оказывающих поддержку «враждебному влиянию и активности» России.

Я напомню, все это говорят люди, которые с пафосом выступали за свободу каждого государства выбирать себе партнеров, когда речь шла об Украине. Но, как видим, для африканских стран такой свободы они не предусматривают.

- Как в этой ситуации действовать России, как мы должны реагировать на это?

- Полагаю, что в полном соответствии с Декларацией первого саммита Россия — Африка от 24 октября 2019 года, в которой мы записали наше стремление «сообща противодействовать политическому диктату и валютному шантажу при осуществлении международного торгово-экономического сотрудничества, пресекать стремления отдельных стран присваивать себе исключительное право определять целесообразность и допустимые параметры законного взаимодействия между другими странами». Тогда же на саммите были сформированы и механизмы дальнейшего взаимодействия, поставлены амбициозные цели его развития.

Россия, в отличие от ее западных оппонентов, не предлагает дружить против кого-то. Мы готовы к честной и открытой конкуренции за влияние в Африке, но, похоже, к этому не готовы те, кто привык командовать и навязывать другим странам свою волю.

Россия также нацелена вместе с африканскими партнерами отстаивать общие экономические интересы, защищать их от односторонних санкций, «в том числе путем снижения доли доллара и перехода на другие валюты во взаимных расчетах», — отметил Президент России Владимир Путин в 2019 году. Нужно ли говорить, что это тем более актуально сегодня!

Рассчитываем на то, что конкретные механизмы коллективной защиты наших интересов и нашего сотрудничества будут также выработаны на втором саммите Россия — Африка, который планируется провести в текущем году.

- Вы уже несколько раз упомянули  о колониализме. Неужели в первой трети XXI века можно говорить о том, что Запад сохранил приверженность колониальной политике на африканском континенте?

- Колониализм никуда не делся, он лишь принял другие формы. И устойчивый многополярный миропорядок невозможен без устранения последних форм колониализма во всех его нынешних формах — технологическом, финансовом, институциональном, культурном, информационном.

И уже в этой констатации заключается ответ на вопрос, может ли Россия помочь странам Африки — и не только им — победить в новом витке битвы за свое освобождение от колониализма.

А разве у нас есть выбор? Для России однополярный мир категорически неприемлем. Наша страна сейчас установила мировой рекорд по числу введенных против нее санкций, составляющих уже пятизначное число. Запад оказывает беспрецедентное давление на все без исключения страны, чтобы те послушно следовали политике, диктуемой США и их союзниками. Поэтому Россия экзистенциально заинтересована в существовании в мире как можно большего количества подлинно независимых государств.

В том, что у нас достаточно решимости, если надо, применять и военную силу, полагаю, уже нет никаких сомнений после российских военных операций в Сирии и на Украине.

Однако наша цель состоит в том, чтобы создать такие механизмы обеспечения безопасности, при которых применение силы будет излишним. Ключевым фактором, из-за которого во многих точках планеты разгораются внутренние и международные конфликты, остается внешнее вмешательство, которое в Африке имеет реликтовый колониальный  характер: бывшие метрополии по-прежнему хотят доминировать в регионе, насаждать там подконтрольные власти, получать приоритетный доступ к ресурсам, заставлять африканские государства голосовать в ООН так, как выгодно Западу.

Но, как и в 60-е годы прошлого века, мы вместе со знаменитыми африканскими борцами за свободу и независимость континента верили в победу над колониализмом, так и сегодня уверены, что неоколониальные практики уйдут в прошлое.

Когда мы предлагали странам НАТО обсудить вопросы обеспечения гарантий безопасности в Европе, нам достаточно презрительно говорили, что, мол, нет смысла считаться с государством, чья экономика составляет менее 2 процентов от мировой и чей ВВП меньше итальянского.

Но сегодня вдруг те же самые политики и эксперты в ужасе стали говорить, сколь опасно  выпадение из мировой торговли страны, обладающей гигантскими ресурсами, критически необходимыми для глобальной экономики. Богатства западных стран, во многом раздутые на оказании друг другу разного рода услуг, преимущественно финансовых, неожиданно оказались под угрозой. Именно этим объясняется особая ожесточенность против России.

Думаю, ситуация во многом сравнима и с тем, какую роль пытаются отвести Африке — континенту, имеющему колоссальные природные богатства, которые веками разграблялись странами, считающими себя цивилизованными.

Уверен, новый справедливый мировой порядок все расставит по местам. И России и Африке есть за что бороться вместе. Поэтому наши африканские друзья могут рассчитывать на нашу поддержку, как и в XX веке.

Республика Мозамбик — государство на юго-востоке Африки, население — 27,9 миллиона человек, 98% — народы группы банту, официальный язык — португальский. Государственное устройство — унитарное государство с президентской формой правления, высший законодательный орган — Ассамблея Республики. По итогам 2021 года Республика Мозамбик занимает 22-е место по объему товарооборота с Россией среди стран Африки. В январе-феврале 2022 года российско-мозамбикский товарооборот, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, увеличился в 2,5 раза — с 8,5 до 21,1 миллиона долларов США, российский экспорт вырос в 4,7 раза, российский импорт увеличился на 13,2 %.

Дипломатические отношения между Москвой и Мапуту установлены 25 июня 1975 года — в день провозглашения независимости Мозамбика от Португалии. На международных площадках мозамбикцы, как правило, выступают в поддержку ключевых внешнеполитических инициатив России. В марте 2022 года делегация Мозамбика воздержалась по антироссийским резолюциям Генассамблеи ООН «Агрессия Российской Федерации против Украины», «Гуманитарные последствия агрессии против Украины», а также в апреле 2022 года по проекту о приостановлении членства России в Совете ООН по правам человека.