Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Константин Косачев: Наша торговля с Африкой должна набрать обороты

Сенатор предлагает разработать для России закон о внешнеэкономической деятельности

16.07.2023 10:00

Автор: Никита Вятчанин

Константин Косачев: Наша торговля с Африкой должна набрать обороты
Константин Косачев. © пресс-служба Совета Федерации

Среди наших торговых приоритетов Африка всегда должна находиться на самых высоких местах — именно из этого нужно исходить при постановке внешнеэкономических задач России. И лучше, если регулировать эти процессы на федеральном уровне будет надведомственная структура, например отдельная правительственная комиссия под руководством одного из вице-премьеров. Об этом в преддверии второго саммита Россия — Африка, который пройдет в конце июля в Санкт-Петербурге, нашему изданию рассказал заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев.

- Константин Иосифович, что отличает подготовку первого и второго саммитов Россия  — Африка?

- Прежде всего то, что вначале никто особо не мешал его проведению. А сейчас попытки Запада сорвать его видны невооруженным глазом. Мы отчетливо знаем, что с каждым потенциальным участником саммита-2023 из Африки на Западе идет целенаправленная работа  с тем, чтобы либо убедить глав государств не приезжать в Россию, либо принудить их к этому через давление, шантаж и угрозы,  от сворачивания программ экономической помощи до введения прямых и даже персональных санкций. Все это происходит под очевидным лидерством США, но в кампании также участвует и много стран ЕС.

Такие обстоятельства предъявляют повышенные требования к тому, чтобы саммит в Санкт-Петербурге состоялся и был максимально результативным. Россия делает все от нее зависящее, чтобы это было именно так.

- Как считают эксперты, наш экспорт в страны Африки имеет перспективы десятикратного увеличения — с 18 миллиардов до 180-190 миллиардов долларов. За счет чего этого можно добиться, на ваш взгляд?

- Сейчас наши торговые позиции на этом континенте трудно назвать продвинутыми. Если брать динамику, то мы скорее в отстающих. Анализировал динамику товарооборота стран Африки с США, с Китаем и с Россией за последние четыре года. И скажу, что мы нарастили наш товарооборот в гораздо меньших объемах, чем наши геополитические конкуренты. Так, товарооборот Китая со странами Африки на сегодня уже в четыре раза превышает «африканский» товарооборот США (в свою очередь, американский объем торговли с Африкой в три раза больше нашего. — Прим. ред.). России, не сомневаюсь, это тоже по плечу. Но для этого нам надо совершенно по-другому ставить задачи перед нашим внешнеэкономическим блоком. А именно делать так, чтобы среди наших внешнеторговых приоритетов Африка всегда становилась на самые высокие места.

Убежден, пришло время, когда нам наконец необходимо разработать внешнеэкономическую стратегию РФ, почему-то такого доктринального документа у нас до сих пор нет. Есть концепция внешней политики, концепция информационной безопасности, есть, разумеется, оборонная доктрина, другие важные документы. А вот стратегического документа о внешнеэкономической политике не существует. Как нет до сих пор и закона о внешнеэкономической деятельности РФ, единственное определение которой содержится только в законе об экспортном контроле. Это, согласитесь, странно.    

- Сегодня некоторые наши специалисты и ученые предлагают в контексте отношений с Африкой возродить отдельное министерство внешней торговли, как это было в СССР. Как относитесь к этому предложению?

- Лично я был свидетелем как минимум пяти реформ регулирования сферы внешней торговли — она была в ведении МИД, Министерства экономического развития и торговли, просто Минэкономразвития, Минпромторга… С моей точки зрения, каждый раз эти реформы не давали результатов потому, что работа продолжала строиться на ведомственном, а не на государственном уровне.

Поэтому лично я сторонник того, чтобы руководство внешнеэкономической деятельностью осуществлялось в России на надведомственном уровне, в компетенции, например, отдельной правительственной комиссии, возможно, под руководством одного из вице-премьеров. Сначала там должны вырабатывать стратегию, а в ведомствах и министерствах будут обсуждать, как ее воплощать в жизнь, как администрировать процессы.

Как лидеры стран Африки предложили разрешить конфликт на Украине

- Сегодня часто критикуют работу торговых представительств России в других странах, в том числе в странах Африки. Как это исправить?

- Считаю, что торговые представительства устарели, должны быть другие инструменты. Например, мне импонирует работа Российского экспортного центра, его представительства за рубежом сегодня работают эффективно, хоть и предоставляют услуги по сопровождению продуктов наших экспортеров на коммерческой основе. На мой взгляд, будущее за такими представительствами. А функция целеполагания такой работы должна отойти в ведение МИД России.

- Сегодня много говорят о необходимости усилить работу дипломатов на африканском направлении. Но одновременно сетуют на острейший дефицит кадров. Какой выход вы видите?

- Знаю, что работа по усилению дипломатической работы в странах Африки уже ведется, и довольно активно. Идет перераспределение дипломатического кадрового ресурса, который высвобождается на Западе, в пользу других регионов земного шара. И знаю достоверно, что приоритет номер один здесь — это Африка.