Кому же принадлежит Иерусалим
Переплетение истории и религий делает вопрос о статусе древнего города практически неразрешимым и крайне взрывоопасным
Фото: flickr.com/healinglight
Решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля, несмотря на то, что оно было анонсировано заблаговременно, тем не менее повергло Ближний Восток, да и мир в целом, в некое подобие ступора. Глава Белого дома словно поднял из глубин веков давно покоящиеся исторические пласты, пробудил дух тех далёких времен, когда тут шли ожесточённые и беспощадные войны за контроль над святынями, городами и территориями. А ведь если обратиться к истории, то можно убедиться в том, что Иерусалим, да и Палестина в целом настолько сложные проблемы, что любое неосторожное решение по ним может спровоцировать новое противостояние с непредсказуемыми последствиями для всей планеты.
Город со множеством имён
Расположенный на территории исторической Палестины Иерусалим (древнееврейский — Jeruschalajim, греко-латинский — Hierosolyma, арабский — el-Kuds) по праву считается одним из древнейших городов планеты с богатейшей историей. До конца II тысячелетия до нашей эры он являлся ханаанским городом-государством (Ханаан — территория, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря).
При царе Давиде (примерно 1000 г. до н.э.) Иерусалим стал столицей Израильско-иудейского царства, а после его распада (926-925 гг. до н.э.) получил статус столицы Иудейского царства. При этом город постепенно становился важнейшим политическим и культовым центром иудеев. Процесс развития одного из самых красивых и прогрессивных центров Древнего мира приостановился в 70-х годах н.э., после того как он был разрушен римским императором Титом.
Но уже в 135 году Иерусалим был восстановлен и превращён в римскую военную колонию, под названием «Элия Капитолина». Но важнейшие события случились несколько позже — при императоре Константине Великом Иерусалим становится «священным городом» христиан, а после арабского завоевания в 638 году — мусульман. И именно эти обстоятельства обусловили как дальнейшее развитие города, так и то, почему вокруг него до сих пор продолжается противостояние, грозящее перерасти в полномасштабный конфликт.
Религия — как камень преткновения
Сам факт того, что сакральный для христиан город оказался под контролем иноверцев, безусловно, являлся крайним раздражителем для средневековой Европы. И после того как там, на обломках Западной Римской империи, постепенно сформировались прообразы государств, всё активнее стали вестись разговоры о необходимости освобождения Иерусалима от мусульман (турков-сельджуков), что позже на практике воплотилось в Крестовых походах (конец XI — до конца XIII веков).
В результате продолжавшихся без малого три века беспрестанных войн между европейцами-христианами и ближневосточными мусульманами город несколько раз переходил из рук в руки, подвергался разрушениям и разграблениям. В итоге Иерусалим всё же остался под мусульманским владением, однако стараниями христианских монахов там удалось сохранить, отремонтировать некоторые святыни, поддерживать их в нужном состоянии.
Турецкое владение
После прихода в Иерусалим османских турок принципиально положение города не изменилось: он продолжил оставаться центром притяжения для последователей христианства, иудаизма и ислама. Это не странно: по иронии судьбы, именно здесь оказались расположены святые места для всех трёх религий: Храм Гроба Господня, Храмовая гора, мечеть Аль-Акса и другие.
В целом политика османских султанов сводилась к тому, чтобы доступ к святым местам был обеспечен для представителей всех религий, при этом они и сами уживались на этом достаточно компактном участке вполне мирно. Возможно, сказалась аура древнего города, который издревле находился на перекрестье торговых путей и привечал у себя представителей самых разных культур и взглядов. Поэтому те годы считаются примером того, как удавалось слаживать противоречия.
Сегодня не стало проще, чем вчера
В более «продвинутые» наши дни ситуация в регионе, несмотря на общечеловеческий прогресс и стремление мира к решению любых конфликтов мирным путём, к сожалению, становится всё более и более запутанной и противоречивой.
Властвование османов над Иерусалимом продолжалось до декабря 1917 года, когда в город вступили войска английского генерала Алленби. После этого, когда в 1922 году итоги конференции в Сан-Ремо (1920 г.) утвердила Лига Наций, Великобритания получила мандат на Палестину. Таким образом, на несколько десятилетий хозяином на этих территориях стал Лондон.
При этом исследователи обращают внимание на то, что многие современные проблемы проистекают из того, что Великобритания, когда война с османами ещё шла, давала своим союзникам противоречивые обещания. Так, арабам посулили создание крупного арабского государства в обмен на военную поддержку. А еврейскому народу, согласно Декларации Бальфура от 1917 года, было обещано «создание в Палестине национального очага». В итоге были заложены предпосылки для нагнетания ситуации, которая стала осложняться в геометрической прогрессии. Параллельно с этим шло перекраивание всей ближневосточной карты, которая, если на неё посмотреть, выглядит, как попытка сделать межгосударственные границы ровными, а не учитывающими исторические особенности.
Каждый стоит на своём
Мандат Великобритании на Палестину был прекращён 29 ноября 1947 года резолюцией 181 Генеральной Ассамблеи ООН. Там же содержалась рекомендация создать на её территории два государства — еврейское (Израиль) и арабское (Палестина). При этом предполагалось, что Иерусалим и Вифлеем сохранят особый международный статус — сделано это было как раз из-за того, что там располагаются святые для разных конфессий места и реликвии. Впрочем, предложенный вариант не устроил представителей арабского мира, которые не согласились делиться территорией.
Масла в огонь подлило создание 14 мая 1948 года государства Израиль, ставшее спусковым крючком для начала арабо-израильской войны 1948-1949 гг. По её итогам Иерусалим оказался разделён между Трансиорданией (сейчас Иордания), получившей восточную частью города, и Израилем, которому досталась его западная часть. В январе 1950 года. Иерусалим был объявлен Израилем своей столицей, в его западную, находившуюся под израильским суверенитетом, часть были переведены некоторые государственные учреждения.
Конфликтный потенциал на Ближнем Востоке после этого, правда, не затух, противоречия продолжили множиться и вылились в Шестидневную войну 1967 года. По её завершении Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, обретя контроль уже, по сути, над всем городом. Организацией Объединённых Наций и существенной частью мирового сообщества израильский суверенитет над восточной частью города официально признан не был. Резолюция 242 от 22 ноября 1967 года, принятая Советом Безопасности ООН, призывала вывести израильские войска с оккупированных территорий. Но она осталась невыполненной.
Более того, 30 июля 1980 года. израильские власти объявили Иерусалим «единой и неделимой столицей» государства. Международное сообщество в лице Совбеза такую постановку вопроса не приняло, отвергнув право Израиля на Восточный Иерусалим и призвав государства-члены ООН вывести свои дипмиссии из города. Данное решение нашло отражение в резолюции 478 от 20 августа 1980 года. Свой ход сделала и Палестина, провозгласившая Восточный Иерусалим своей столицей в Декларации независимости 15 ноября 1988 года.
В дальнейшем международное сообщество неоднократно через различные глобальные организации подтверждало свою позицию — Восточный Иерусалим находится под оккупацией, и право на него принадлежит палестинскому народу. Израиль, в свою очередь, апеллирует к тому, что вёл в 1948-1949 гг. и в 1967 году оборонительные войны, поэтому справедливо получил по их итогам эти земли, которые к тому же исторически принадлежат еврейскому народу.