Комитет Госдумы утвердил рекомендации по изменению налогового законодательства
Тема: Парламентские слушания по вопросам совершенствования налогового законодательства
Источник: Официальный сайт Госдумы
Комитет Госдумы по бюджету и налогам утвердил рекомендации по итогам парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства РФ. Об этом сообщается 24 мая на сайте палаты.
Отмечается, что общая направленность высказанных на парламентских слушаниях мнений и предложений позволяет сделать вывод о «необходимости и своевременности пересмотра основных параметров налоговой системы» и наличии возможностей увеличения доходов бюджетов бюджетной системы РФ для решения масштабных общенациональных задач в социальной и в экономической сферах.
«Основные резервы дополнительных доходов предлагается искать преимущественно путем корректировки ставок прямых, а не косвенных налогов. Так, повышение ставок налога на добавленную стоимость скажется на уровне инфляции и прежде всего на наименее обеспеченных категориях граждан», — говорится в сообщении.
Ориентиром в изменении основных параметров налоговой системы должен стать не столько дополнительный объем поступлений доходов бюджетной системы РФ, сколько достижение цели сокращения неравенства как в обществе, так и в социально-экономическом развитии регионов, сочли участники слушаний. Кроме того, следует обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки и усилить стимулирующую функцию налоговой системы.
Согласно утвержденным рекомендациям, совершенствование налоговой системы должно быть основано на таких основных принципах, как справедливость, сбалансированность, стабильность и предсказуемость, соответствие интересам общества и экономики. При этом важно сохранить основные фундаментальные принципы действующей налоговой системы, доказавшие свою эффективность, включая презумпцию невиновности налогоплательщика, прямое действие налогового закона и другие.
В общей сложности в рекомендации включены 13 предложений:
1) обеспечение сохранения конкурентоспособности российской экономики и налоговой системы в результате совершенствования налогового законодательства,
2) сокращения неравенства социально-экономического развития субъектов РФ предлагается добиваться путем выравнивания бюджетной обеспеченности регионов РФ и муниципальных образований,
3) в отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) предлагается:
- целесообразность введения многоступенчатой шкалы, предусматривающей разумную прогрессию, чтобы налоговая система РФ оставалась конкурентоспособной,
- повышение нагрузки по НДФЛ не должно коснуться большинства граждан,
- дополнительная поддержка наиболее нуждающихся в господдержке граждан, прежде всего семей с детьми, в том числе путем увеличения стандартных вычетов и введения новых вычетов для многодетных,
- введение налоговых вычетов для людей, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы ГТО,
- сохранение уровня изъятий по доходам в виде процентов по депозитам для стимулирования формирования сбережений,
4) предлагаемое повышение НДФЛ не должно коснуться доходов участников специальной военной операции,
5) сохранение условий применения налога на профессиональный доход до истечения срока эксперимента,
6) в отношении налога на прибыль организаций:
- при принятии решений о справедливом распределении налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные доходы, необходимо предусмотреть меры налоговой поддержки по стимулированию бизнеса, который вкладывает средства в развитие, расширение производства, новые технологии, свою страну, те регионы, где они получают прибыль, на социальную поддержку и благосостояние граждан,
- продление действия инструмента инвестиционного налогового вычета, совершенствование его механизма и распространение на федеральную часть налога на прибыль организаций для повышения заинтересованности у инвесторов и регионов,
- применение повышающих коэффициентов к базе для расчета амортизации и повышение коэффициента по расходам на НИОКР в высокотехнологичных отраслях,
- сохранение стабильных и предсказуемых условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов (СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР),
7) необходимо разработать механизм перераспределения дополнительных доходов через федеральный бюджет, поскольку линейное увеличение ставок НДФЛ и налога на прибыль организаций не позволит сократить неравенство бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований,
8) в отношении упрощенной системы налогообложения (УСН):
- для смягчения последствий резкого перехода с УСН на ОСН («плавный переход») предлагается рассмотреть применение механизма, предусматривающего признание плательщиков УСН с суммами годового дохода более 60 миллионов рублей плательщиками НДС (по аналогии с механизмом, реализованным в отношении плательщиков единого сельскохозяйственного налога с указанной суммой годового дохода) с возможным повышением предельного уровня объема выручки,
- изменения УСН не должны коснуться подавляющего большинства налогоплательщиков (выручку до 60 миллионов рублей имеют 96,8% предпринимателей на УСН),
- амнистия по «дроблению» для тех налогоплательщиков, кто готов начать работать «в белую» и отказаться от схем дробления бизнеса, должна применяться автоматически и не приводить к увеличению административной нагрузки,
- введение «плавного перехода» и амнистия «по дроблению» должны рассматриваться в одном законопроекте,
9) необходимость поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в области обрабатывающего производства путем введения льготного режима налогообложения,
10) в качестве резервов для дополнительных источников налоговых доходов бюджетной системы следует рассмотреть:
- устранение пробелов и «лазеек» в налоговом законодательстве для исключения возможностей ухода от уплаты налогов,
- усиление платежной дисциплины,
- закрепление за муниципалитетами дополнительного доходного источника в виде туристического сбора с включением новой главы в Налоговый кодекс,
- повышение налоговой нагрузки на дорогостоящее имущество и земельные участки,
11) переход к практике преимущественного принятия изменений налогового законодательства в весеннюю сессию Госдумы,
12) повышение качества и статуса Основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики как документа для прогноза и планирования экономической деятельности,
13) комплексное рассмотрение планируемого к внесению пакета законопроектов — изменений в Налоговый кодекс, федеральный бюджет и Бюджетный кодекс, синхронизация с рассмотрением внесенного в Госдуму законопроекта о реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики (№ 577665-8).
Как писала «Парламентская газета», парламентские слушания, посвященные совершенствованию налогового законодательства, проходили в Госдуме 23 мая. По их итогам каждая думская фракция должна представить в Правительство свои предложения по изменению налоговой системы, сообщал глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Кабмин соберет эти предложения и внесет в Госдуму соответствующий законопроект.
Читайте также:
• Депутат Жуков: Сделаем все для принятия налоговых изменений в весеннюю сессию • Силуанов: Задачи из Послания президента учтут в поправках в бюджет