Клишас: национальный правопорядок обеспечивает высокий уровень защиты прав и свобод граждан
С момента присоединения России к Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) прошло значительное время, сейчас с уверенностью можно говорить, что национальный правопорядок обеспечивает высокий уровень защиты прав и свобод человека. Об этом глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас написал в своём блоге.
Он указал, что любой международный договор, аналогичный ЕКПЧ, имеет двойственную природу. Межгосударственные соглашения, которые предусматривают необходимость изменения национальной правовой системы, одновременно предполагают существование и обязательств государства перед международным объединением, и обязательств перед собственными гражданами, отметил сенатор.
«Присоединяясь к ЕКПЧ, одной из основных целей России являлось расширение и укрепление гарантий прав и свобод человека и гражданина, что и заключает в себе обязательство государства перед гражданами России. Однако с момента выражения Россией согласия с положениями Конвенции прошло значительное время, и сейчас с уверенностью можно говорить о том, что национальный правопорядок обеспечивает крайне высокий уровень защиты прав и свобод человека», — заявил Клишас.
По его словам, это обстоятельство исключает допустимость признания полномочия Конституционного суда РФ по проверке исполнимости решений ЕСПЧ противоречащим обязательствам России в соответствии с ЕКПЧ, принятым перед собственными гражданами.
Венецианская комиссия 18 июня опубликовала заключение с оценкой поправок в Конституцию РФ, допускающих отказ от исполнения в России решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров, толкование которых вступает в противоречие с Основным законом РФ.
Комиссия пришла к выводу, что полномочия Конституционного суда РФ по признанию решений ЕСПЧ неисполнимыми в России вступают в противоречие с обязательствами РФ в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека. России рекомендовали изменить или полностью отказаться от внесения соответствующих изменений в статью 79 Конституции.