Кавказца не кормить…
Чем вызвана информационная война против правительственной программы развития Северного Кавказа
История своеобразного отношения столичных медийных и политических кругов к регионам, расположенным на кавказском порубежье России, имеет достаточно давние корни. Два десятилетия назад даже на фоне удивительных событий в «материковой» части страны этот край выделялся особо. У многих наблюдателей тогда возникало ощущение, что кавказская земля намеренно была выбрана высшими силами для наглядной демонстрации того, куда может завести сочетание внезапно нахлынувшей свободы с безудержной амбициозностью и отсутствием политической культуры. И Кавказ показал, да так, что страна ужаснулась, взвыла и поспешила избавиться от целого вороха либеральных иллюзий. Во многом общественный консенсус вокруг путинской стабильности стал возможным именно благодаря сценам из кровавой антиутопии, разыгранным в 90-х на грозненских помостках.
Однако времена менялись, и жизнь на Кавказе менялась вместе с ними. Худо-бедно, но федеральному центру удалось остановить «сомализацию» региона. Мало-помалу здесь стала возможной нормальная жизнь, начал возвращаться из тени малый и средний бизнес. К концу двухтысячных стало ясно, что кавказские регионы, ранее остававшиеся terra incognita для инвесторов, оказались вдруг привлекательными для серьезных капиталовложений.
Власть проявляющуюся картинку новой реальности игнорировать не могла и сделала свой ход. Поляну Северного Кавказа решено было расчистить, превратив в идеальный «гринфилд» — площадку для реализации инвестпроектов разной степени дерзости. Олицетворять и возглавлять процесс был призван известный своим умением договариваться с бизнесом Александр Хлопонин, красноярский губернатор, которого и поставили рулить вновь созданным Северо-Кавказским федеральным округом.
Разумеется, перемены в регионах СКФО не могли в определенный момент не вступить в диссонанс с успевшей сложиться и окостенеть в головах журналистов и экспертов системой взглядов на кавказские проблемы и даже с самой стилистикой подачи информации из этих мест. Корреспонденты СМИ, описывая начало строительства курорта в Архызе или открытие молодежного форума «Машук», или даже паломничество европейских этноартистов на пятигорский фестиваль WOMAD, зачастую продолжали держать уголками рта тонкую усмешку, намекая, что им известно о Кавказе самое главное. А именно, что все, затевающееся в Чечне, Северной Осетии или Карачаево-Черкесии, неизменно следует одной цели — вытащить из Москвы и пустить в распил побольше ресурсов, убедить «Аллаха» дать еще немножечко халявы.
С таким же настроем было встречено и известие о принятии в конце 2013 года возрожденной федеральной целевой программы «Юг России». Слова Хлопонина, что новый документ способен обеспечить прорыв сначала в социальной сфере, а затем и в экономике округа, тоже были встречены с сомнением. Однако, одним лишь неприятием не ограничилось, что выделило ситуацию даже на обычном для Кавказа негативном информационном фоне. В течение считаных месяцев вокруг программы была развернута настоящая информационная война, в ходе которой в эфир была выдана длинная очередь материалов с одним центральным посылом: «ФЦП не нужна, денег на нее не дадут, а ее создателям жить на своих постах осталось недолго». Причем площадки, откуда полетели на Кавказ эти информационные «стингеры», были выбраны самые что ни на есть центральные — залпами отметились и одна из главных деловых газет страны, и топовое федеральное интернет-издание.
О том, почему такая реакция последовала именно на целевую программу, версии есть разные. Не чужой для регионов СКФО депутат Госдумы Михаил Маркелов считает, что произошедшее — часть более масштабной игры по стравливанию федерального центра с региональными элитами.
— Власть на Северном Кавказе проявляет себя сильной и эффективной, однако ей приходится действовать в традиционно проблемном поле, — отмечает Маркелов. — Поэтому люди, пытающиеся проверить на прочность российскую государственность, нанесли удар именно здесь.
По мнению депутата, нельзя не учитывать и геополитический контекст — атака на Северный Кавказ вполне органично вписывается в фон событий, происходящих на Ближнем Востоке и еще ближе — в Украине. Причем дополнительную пикантность ситуации придает и то, что кампания была развернута в дни Олимпиады — организаторы явно хотели оседлать волну интереса российской и мировой прессы к Югу России.
Косвенным подтверждением срежиссированности последних событий может служить и доклад Института Гайдара, практически полностью посвященный критике действий власти на Северном Кавказе. Что интересно, документ, подготовленный еще в октябре прошлого года, получил активное продвижение в СМИ почему-то в январе. Авторы доклада осудили ответственных за работу в регионах СКФО чиновников и за склонность опираться на существующие национальные элиты, и за отказ от насаждения прямой формы избрания первых лиц, заявив, что подобная тактика не способствует укреплению демократии в и без того отсталых кавказских территориях. Но едва ли не главной претензией либеральных аналитиков стала чрезмерная активность государства в реализации экономических проектов на Кавказе — как прямым текстом было сказано в докладе, форсированное развитие регионов округа способно в краткосрочной перспективе лишь обострить существующие здесь противоречия…
И лозунг «Хватит кормить Кавказ», хотя напрямую и не звучал, читался между строк чем-то вроде вердикта концлагерного врача — «кавказца можно не кормить, все равно не жилец».
Подобный подход к судьбе региона и миллионов его жителей оказался вполне созвучен популярной в определенных кругах точке зрения, озвученной еще год назад экспертом с одиозной репутацией Авраамом Шмулевичем: Северного Кавказа, как единого политико-экономического пространства, в составе России быть не должно. Его следует разделить как минимум на две части (восточно- и западнокавказскую) и выстраивать в отношении обоих обломков разную политику, исходя из количества оставшегося в них русского населения.
При этом позицию самих жителей округа услышать даже не пытались. А стоило бы. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, например, в одной своей республике измеряет число людей, жизнь которых благодаря программе способна кардинальным образом улучшиться, десятками тысяч.
В Кабардино-Балкарии федеральная поддержка позволит модернизировать систему селезащиты, а заодно построить крайне важную для развития туризма дорогу Кисловодск — Долина Нарзанов — Джылы-Су — Эльбрус.
При этом едва ли не самую большую выгоду от реализации ФЦП получит Ставропольский край, чье русское население так рьяно защищается доброхотами — сторонниками упразднения единого Северо-Кавказского округа. В крае, по словам врио губернатора Владимира Владимирова, появятся четыре новые школы, ряд объектов транспортной инфраструктуры и, что стоит особого внимания, будет сформирован современный бальнеокластер в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод.
Список прямых и косвенных выгод можно продолжать и дальше. Но и без того очевидно, — программа полезна хотя бы тем, что способна облегчить условия жизни значительной части обитателей северных склонов Кавказского хребта и, тем самым, сыграть добрую службу в деле погашения конфликтного потенциала, унаследованного нами от событий недавней истории.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять — именно против этих перспектив борется единый фронт московских журналистов, либеральных экспертов и теневых политиков-кукловодов. И это на них будет лежать ответственность, если осетинские дети останутся без новой больницы, а в Ингушетии не выстроят новых школ, которые позволили бы прекратить позорную практику трехсменного обучения (да-да, сегодня несколько тысяч ребятишек на Кавказе учатся фактически по ночам). И именно этот триумвират должен будет ответить перед тысячами жителей Ставрополья, если они лишатся карьерных перспектив, связанных с развитием курортной сферы.
Но готовы ли будут борцы с властью эту ответственность взять на себя или в очередной раз попытаются свалить все с больной головы на здоровую — ответ на этот вопрос, как говорится в Сети, немного предсказуем.
Марат Казаков
[Комментарий]«Требуется объединение усилий…»— Я регулярно бываю на Северном Кавказе, проблемы этого региона знаю не понаслышке: это и терроризм, и коррупция, и воз социальных неурядиц. Вместе с тем замечаю, что в республиках появляются новые жилые здания, торговые центры, новые предприятия, дороги. Развитие есть. Конечно, медленное, но оно заметно. Нельзя предъявлять Северному Кавказу такие же требования, как к другим регионам. Здесь помимо проблем, характерных для всей страны, есть и свои, особенные, — здесь были войны, многие годы развивались коррупционные схемы, радикальные религиозные организации. Все это является существенным тормозом в развитии. Плюс пассивность общества, медленное становление гражданских институтов. Для развития экономики и социальной инфраструктуры в регионах округа нужно больше времени, требуется более активная поддержка и федерального центра. Мне приходилось неоднократно обсуждать все указанные проблемы с полпредом Хлопониным и его коллегами. Все они знают специфику региона и не сидят сложа руки. Повторюсь, проблемы СКФО имеют долгую и весьма драматичную историю, и по мановению волшебной палочки их не решить. Требуется объединение усилий глав субъектов СКФО, силовых структур, бизнеса, инвесторов. Нужны реформа правосудия, закон об общественном контроле, а это уже федеральный уровень. В этих условиях считаю несвоевременными попытки через СМИ «бить по рукам» тех, кто взял на себя ответственность за судьбу региона. |