Каршерингу предложили спецномера, а безбашенным водителям — отрезвляющие штрафы
В Госдуме готовят нормы по регулированию краткосрочной аренды автомобилей
Регистрацию в каршеринг-сервисах предлагают проводить через госуслуги. Пользователю арендного транспорта придётся предъявить гаишнику не только права, но и аккаунт в электронном приложении каршеринговой компании. Кроме того, в КоАП может существенно вырасти ответственность за нарушение дорожных правил машинами каршеринга. Об этих и других инициативах по законодательному регулированию отрасли, рассматриваемых в Комитете Госдумы по транспорту и строительству, «Парламентской газете» рассказал зампред комитета Владимир Афонский.
Госуслуги против «левых аккаунтов»
В рабочую группу при думском Комитете по транспорту поступают предложения экспертов, законодателей и операторов каршеринга по регулированию отрасли, к которой в последнее время много претензий по части безопасности оказываемых ими услуг.
По словам Владимира Афонского, срок подачи предложений заканчивается на этой неделе, после чего они, возможно, будут включены в проект закона о каршеринге.
«Сейчас идёт их обобщение, — пояснил депутат. — Какие-то идеи войдут в окончательный законопроект, что-то будет доработано или отклонено».
Одна из поступивших депутатам инициатив предполагает решение главной проблемы каршеринга — использование чужих аккаунтов. Злостные нарушители Правил дорожного движения, которые зачастую находятся в чёрных списках каршеринговых компаний, покупают так называемые левые аккаунты, и пользуются каршерингом под другим именем. Чтобы этого избежать, предлагается организовать регистрацию на сервисах и приложениях каршеринга через федеральную государственную информационную систему — портал госуслуг. В этом случае личность водителя будет гарантированно подтверждена. В настоящее время при оформлении аренды автомобиля через Интернет или мобильное приложение паспорт и права достаточно просто загрузить в электронном виде.
Изменения в ПДД
Сейчас машины краткосрочной аренды выделяются особой расцветкой, оформленной под корпоративный дизайн той или иной каршеринговой компании. Предлагается для таких автомобилей ввести особый вид государственного регистрационного знака (например: АБ 012 77 или 012 АБ 77 или А 012 Б 77). Как пояснил Афонский, это предложение основывается на зарубежном опыте, который позволяет более эффективно отслеживать каршеринговые авто в транспортном потоке.
Также планируется внести изменения в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, дополнив его абзацем: «В случае управления транспортным средством, относящемуся к сервису краткосрочной аренды (каршеринг), предоставлять (сотруднику полиции. — Прим. ред.) для проверки электронный аккаунт такого сервиса».
Ответственность станет строже
По целому ряду автомобильных статей в КоАП предлагается внести повышенную ответственность за нарушения Правил дорожного движения, совершённые транспортом краткосрочной аренды. Инициатива поступила от экспертного сообщества. Несмотря на критику со стороны противников перегружать КоАП новыми статьями, юристы признали такую меру справедливой, учитывая печальную статистику аварий, спровоцированных водителями каршеринговых машин.
Так, за управление арендованным авто водителем, не имеющим прав, и если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предполагается штраф в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей. Для сравнения: действующая санкция для обычного водителя составляет от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Пьяное вождения без уголовных последствий будет грозить «арендатору» штрафом в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления на срок до тр`х лет. Сейчас максимальное наказание (на первый раз) по статье 12.8 КоАП — штраф тридцать тысяч рублей с лишением прав срок от полутора до двух лет.
Также предлагается статью 12.9 КоАП РФ дополнить пунктом «Превышение установленной скорости движения транспортного средства при использовании транспортного средства сервиса краткосрочной аренды (каршеринг) наказывается административным штрафом в пятикратном размере».
Повышенные в полтора-два раза санкции ожидают водителя каршеринга за нарушение правил маневрирования, непредоставление преимущества пешеходам на зебре, повторный проезд на красный и выезд на встречку.
За отказ остановиться по законному требованию сотрудника полиции водителя каршеринга предлагают штрафовать не на нынешние 500-800 рублей, а сразу на пять тысяч рублей.
Не хочешь платить повышенный штраф — води аккуратно или используй общественный транспорт и собственное авто
По словам Владимира Афонского, в процессе работы над законопроектом величина санкций может изменяться, но очевидно, что для наведения порядка в этой сфере штрафы должны быть существеннее.«Не хочешь платить повышенный штраф — води аккуратно или используй общественный транспорт и собственное авто», — резюмировал депутат. Безошибочно выявлять и администрировать правонарушения машин каршеринга с помощью средств фотовидеофиксации как раз и должны помочь специальные госномера.
Справка: по словам главы столичного департамента транспорта Максима Ликсутова, показатели аварийности в Москве с автомобилями каршеринга уже выросли: число погибших в ДТП за 6 месяцев 2020 года на 20 процентов больше, чем за такой же период 2019 года. И это притом что несколько месяцев каршеринг вообще не был доступен из-за ограничений режима самоизоляции.
Снижение цен на ремонт каршеринговых автомобилей для пользователей
Как ранее говорил первый зампред думского Комитета по транспорту Виталий Ефимов, цель работы экспертной группы не в создании ограничений или препятствий для работы каршеринга, а наоборот, в развитии создать системы, при которой не страдала бы безопасность.
Так, поправками планируется устранить ещё одну проблему для пользователей каршеринга — очень дорогой ремонт арендованных машин в случае нанесения водителем повреждений и иного ущерба. На сегодняшней день каршеринговые компании выставляют собственные цены на ремонт авто и при этом накручивают крайне высокие цены. В Федеральном законе от 25.04.2002 №40-ФЗ (ред. от 24.04.2020, с изм. от 25.05.2020) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прописано проведение технической экспертизы с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства, которая утверждается Банком России.
Предлагается распространить применение данной методики на автомобили каршеринга. Таким образом, цены на ремонт будут привязаны к дилерским, что значительно удешевит стоимость ремонта.