Как защитить россиян от фейковых новостей
Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил 15 августа журналистам о необходимости защитить граждан России от фейковых новостей, заметив, что «принципы свободы слова и информации не должны использоваться для распространения ложных новостей и создания фиктивной повестки». Поводом для заявления послужила ситуация с появлением в топе новостного агрегатора Яндекса информации о якобы имеющей место парламентской инициативе по запрету использования в России старых автомобилей. На внеочередном заседании Совета Государственной Думы 19 августа тему фейковых новостей планируется рассмотреть более скрупулезно. Своим видением решения проблемы с «Парламентской газетой» поделился гендиректор «СМИ2» Юрий Белоусов.
- Юрий Игоревич, вы руководите одним из четырех ведущих российских агрегаторов СМИ. Оцените, насколько уникальна проблема фейковых новостей для России, или же она актуальна сегодня для всего Мира?
- Уникальность для России лишь в том, что государство обратило внимание на фейковые новости лишь недавно. А разбирать каждый конкретный случай, как попадание в топы Яндекса какой-то недостоверной информации, нужно не работой агрегатора, а реакцией СМИ, которые в этот агрегатор добавлены. Если сообщение становится популярным, система сама ранжирует его. У каждого источника, добавленного в любой официальный агрегатор должна быть официальная регистрация в Роскомнадзоре, иначе попадание в агрегаторы невозможно.
- Возможно ли техническими средствами победить новостные фейки? Могут ли современные технологии — нейросети или искусственный интеллект — помочь вычленить недостоверную информацию и забраковать ее еще на этапе размещения?
- Добавление новостей в агрегаторы происходит автоматически. За контент отвечает СМИ, распространяющее свою информацию через тот или иной агрегатор. Оценить фейковая новость или нет не сможет даже команда в агрегаторе, если официальную информацию СМИ, где есть неправда, не опроверг объект этих публикаций. Или не сообщил об этом в службу поддержки.
- Почему, в принципе, появляются фейковые ветки в агрегаторах? Может, стоит изменить сами алгоритмы, как, например, предложил депутат Госдумы Адальби Шхагошев?
- Любые ветки появляются в агрегаторах потому, что вся информация в агрегаторах — это информация официальных СМИ. И чем больше СМИ об этом написало, тем больше сообщений на эту тему группируется в информационную повестку. Я не могу отвечать за Яндекс, которому предложено изменить алгоритмы. Если это будет какая-то уникальная история для рынка, конечно же, наша команда придумает эксклюзивное решение для нашего агрегатора.
- Возможно, проблему следует решать на законодательном уровне, приняв определенные регулирующие нормы, учитывающие интересы как агрегаторов, так и государства?
- Если такая инициатива со стороны законодателей появится, мы готовы участвовать в обсуждении подобных решений и помогать советами. Общая задача, и спикер Госдумы об этом говорил, действовать в интересах пользователей — конечных потребителей информации.
- Соцсеть Instagram запустила функцию, позволяющую пользователям сообщать о сомнительном контенте и проверять данные на достоверность. Возможно, российским агрегаторам также стоит привлечь к решению проблемы самих пользователей?
- Instagram — это не официальный агрегатор новостей. Там не проводится проверка источника той или иной информации перед добавлением профиля этого источника в социальную сеть. В агрегаторах никогда не появится то, что может появиться в соцсетях. Пользователи агрегаторов — это читатели официальных СМИ. Я думаю, лучшим вариантом будет общая позиция медиа и агрегаторов, их совместное решение, как включить читателя в обнаружение фейкового контента. Однако это настолько субъективно, что любой пользователь получит возможность сообщать о недостоверности любой не понравившейся ему новости.
- Эксперты Роскачества недавно составили рекомендации для потребителей о том, как не попасться на фейковые отзывы на товары в интернете. Могли бы вы дать пару советов читателям «Парламентской газеты», как отличить фиктивные отзывы от настоящих и не попасться на удочку «фейк-маркетологов»?
- Здесь я хочу посоветовать одно. Точно так же, как получать информацию через проверенные источники, так и покупать товары у надежных поставщиков товаров. Проверенных агрегаторов, назовем их так, всех продуктовых линеек в сети предостаточно.