Все о пенсиях в России

два дня назадУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

два дня назадРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

20.11.2024На индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Как в Госдуме работают с обращениями граждан

После открытия приемной на Моховой большинство избирателей предпочитают личное общение с депутатами дистанционному

22.04.2022 10:00

Автор: Мария Соколова

Как в Госдуме работают с обращениями граждан
Cпикер Госдумы Вячеслав Володин в 2021 году получил около 50 тысяч писем от граждан. © пресс-служба Госдумы

В 2021 году в приемную Госдумы поступило 494 тысячи обращений избирателей. Большинство — по правовым вопросам. Одни предлагают внести изменения в законодательство, другие просят помочь решить их личные проблемы: от начисления пенсии до получения медицинской помощи и восстановления справедливости в суде. Каждому написавшему отвечают депутаты или сотрудники Управления по работе с обращениями граждан. Как в Госдуме работают с письмами избирателей и как записаться на личную встречу с парламентарием, рассказал «Парламентской газете» руководитель этого управления Андрей Жорин.

Отвечают на все письма

Люди могут обратиться в Госдуму через интернет или по почте либо сами прийти в приемную, которая находится в Москве на Моховой улице, 7. Если человек написал онлайн, письмо регистрируют автоматически, и оно напрямую попадает к депутату. Если обращение пришло по почте или человек сам его принес, то его пересылают адресату.

По словам Андрея Жорина, 88 процентов обращений в 2021 году поступили в электронном виде, восемь процентов — по почте и четыре процента приносят. Он отметил, что в последние годы писем стало больше, что говорит о росте доверия людей к парламентариям. В 2019 году было 204 тысячи обращений, в 2020-м — 295 тысяч, в 2021-м — 494 тысячи.

На последнем заседании Госдумы VII созыва 17 июня 2021 года спикер палаты Вячеслав Володин отметил, что эффективность работы депутатов с обращениями избирателей повышается и в обществе «растет запрос на такой диалог». Жорин сообщил, что отвечают на все письма без исключения, даже если они не относятся к компетенции Госдумы. Например, если человек жалуется на исполнительную власть, следственные органы, судопроизводство, сотрудники Управления по работе с обращениями граждан разъяснят ему, куда он должен обратиться, и перешлют его письмо в нужное ведомство.

Написать можно как конкретным депутатам, так и во фракции и просто в Госдуму. От того, насколько правильно составлено обращение, зависит, как быстро и эффективно его отработают. В письме следует указать ФИО, обратный адрес, поставить подпись и дату, четко сообщить суть проблемы, какие права были нарушены и при необходимости приложить все необходимые документы и материалы. Каждое письмо регистрируют, защищая при этом персональные данные отправителя.  

Самый популярный депутат

Больше всего людей пишут в «Единую Россию», меньше всего — во фракцию «Новые люди». «Здесь прямо пропорциональная зависимость: чем больше во фракции депутатов, тем больше писем туда приходит», — сказал Андрей Жорин. В 2021 году 77 процентов избирателей написали в «Единую Россию» (почти 317 тысяч), девять процентов — в КПРФ (37,5 тысячи), по 5,7 процента — в ЛДПР и «Справедливую Россию — За правду» (по 23,5 тысячи). В VIII созыве в Госдуме появились представители партии «Новые люди», и с октября по декабрь 2021 года им написали девять тысяч человек. Около тысячи обращений было к депутатам, не входящим во фракции.

© Юрий Инякин/ПГ

По статистике больше всего писем адресовано спикеру Госдумы Вячеславу Володину (в прошлом году — 50 тысяч). Среди самых популярных депутатов, по словам Жорина, — вице-спикеры Госдумы Петр Толстой и Ирина Яровая, председатель Комитета по информационной политике Александр Хинштейн, глава думской Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская, первый зампред Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Безусловно, депутаты не могут прочитать такое количество писем лично.

«Так всегда было, что помощник готовит проект ответа, а депутат читает его и в случае согласия подписывает. Все обращения находятся на контроле парламентариев», — подчеркнул Жорин.

Как попасть на прием к депутату

Люди комментируют законопроекты

Большая часть обращений, около 70 процентов, — это отклики на законопроекты или предложения по совершенствованию законодательства.

«В основном комментируют наиболее резонансные инициативы, которые обсуждает вся страна», — отметил Андрей Жорин. Очень много писали о введении QR-кодов, включении вакцинации в национальный календарь прививок, дистанционном образовании.

Оставшиеся 30 процентов писем посвящены социальным вопросам. Люди спрашивают, как воспользоваться программой расселения ветхого и аварийного жилья и получить квартиру, просят решить пенсионные вопросы, отремонтировать или построить новую дорогу. Много писем связано с жильем для детей-сирот.

«Сам факт обращения к депутату говорит о доверии к нему и парламенту в целом, и это доверие мы не вправе обмануть», — ранее сказал «Парламентской газете» замруководителя фракции «Единая Россия» Евгений Ревенко.

Он подчеркнул, что из небольших историй, касающихся решения проблем конкретных людей, складывается образ депутата и его авторитет среди избирателей.

На личную встречу

Согласно закону о статусе депутата, народные избранники должны рассматривать обращения избирателей и принимать их лично. Многие граждане хотят попасть именно на прием. Во время пандемии встречи проходили только онлайн, а очно — лишь в регионах, но с 4 апреля возобновили общение с глазу на глаз в Приемной Госдумы в Москве на Моховой улице, 7. Записаться к депутату можно через ее интернет-сайт.

«Люди соскучились за пандемию, личного приема очень не хватало, — сказал Андрей Жорин. — Мы принимаем людей пять дней в неделю». Избиратели могут напрямую поговорить с депутатами или передать обращение сотруднику приемной.

© Игорь Самохвалов/ПГ

До пандемии ежедневно на Моховую приходило от 50 до 100 человек. В Госдуме ожидают, что теперь поток увеличится. После первой постпандемийной очной встречи с избирателями на Моховой 4 апреля зампред думского Комитета по делам СНГ и евразийской интеграции Казбек Тайсаев (КПРФ) поделился с «Парламентской газетой» впечатлениями: «Люди голосовали за нас, чтобы мы решали их проблемы. Для многих Приемная Госдумы является последней инстанцией, со всей страны люди приезжают сюда».