Как создаются фейки и как с ними бороться
Общественники обнаружили больше полутора миллионов лживых вбросов о военной спецоперации России на Украине
В условиях развернутой против России информационной войны необходимо ориентироваться на проверенные сообщения официальных источников, исключить просмотр и анализ фотографий и видео. Кроме того, нужно поддержать государственные СМИ, которые транслируют выверенную позицию. Об этом шла речь на круглом столе в «Парламентской газете» 4 марта.
Кто за какую партию
По данным Общественной палаты, с начала военной спецоперации России на Украине в информационное пространство, в основном в соцсети, было вброшено больше полутора миллионов фейков об этих событиях. Благодаря оперативным действиям специалистов и волонтеров большую часть из них удается оперативно пресекать и развенчивать, рассказал первый зампред Комиссии ОП по СМИ Александр Малькевич. Стало меньше лжи, но больше агрессии по отношению к России и ее жителям, констатировал он.
Глава думского IT-Комитета Александр Хинштейн («Единая Россия») привел данные, что объем закупки политической контекстной рекламы в соцсетях ежедневно достигает десяти миллионов долларов, то есть фейки производятся в промышленном масштабе. Но они — не единственная кибербеда сегодняшнего дня: на системы жизнеобеспечения, транспортную и энергетическую инфраструктуру нашей страны совершаются кибератаки. Их мощность, по словам Хинштейна, в два-три раза превосходит ранее известные, но их эффективно отражают российские IT-специалисты.
«Нужно противопоставить нашим противникам не только мозги и инфраструктуру, но и дать им законодательный отпор, — уверен депутат. — Закон об ответственности за фейки в отношении Вооруженных сил — важный шаг, но очевидно не последний в этом вопросе».
Против России объединился весь коллективный Запад, констатировал зампред Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР), но противники просчитались: рассчитывая разобщить общество, они, наоборот, его сплотили. «Сейчас уже не важно, кто за какую партию, — сказал он. — Когда на Россию идет угроза, мы объединяемся, но в этой ситуации нельзя сплоховать никому — ни Правительству, ни депутатам».
Отключите картинки
Создание и распространение фейка — модерируемый и направляемый процесс, который работает по определенным алгоритмам, убежден зампред Комитета Госдумы по делам СНГ Артем Туров («Единая Россия»). Российские IT-специалисты, рассказал он, перехватывали информацию из чатов, где формировалась повестка для фейкометов, давались конкретные установки. Большая часть такой информации направлена на молодежь, которая привыкла в основном к визуальному восприятию сведений, отметил депутат, причем люди их не верифицируют.
«В ход идет все: фотографии и видео операции 2008 года в Южной Осетии, событий 2014 года в Донбассе и даже хроника Великой Отечественной войны и кадры из компьютерных игр», — сказал Туров.
В столь агрессивных условиях бесполезными становятся даже правила информационной гигиены и способы верификации информации, считает специалист в области кибербезопасности, член Совета по правам человека при Президенте Игорь Ашманов. Сейчас главное, по его мнению, не перегружать себя информацией — лучше подписаться на несколько официальных источников в СМИ, транслирующих выверенную позицию. А картинки и видео, добавил эксперт, лучше вообще отключить, поскольку современные технологии таковы, что создать фейк можно чуть не на коленке. Технология дипфейк, например, позволяет накладывать лицо одного человека на изображение другого.
СМИ нужна господдержка
Современные СМИ сегодня работают не только на собственных площадках — сайтах, ТВ, радио, газетах, но и в соцсетях. Они также конкурируют за внимание пользователей, но им нужна поддержка, уверен Александр Малькевич. В частности, по словам члена ОП, необходимо ввести мораторий на закон о госзакупках для государственных СМИ. Сейчас он мешает профессиональным журналистам и редакциям быстро доносить до людей проверенную информацию.
«В то время, как наши противники вваливают в распространение фейков огромные суммы через криптовалюту или просто наличные деньги, СМИ готовят конкурсную документацию, объявляют торги, подводят их итоги и где-то через полгода могут начинать работать», — прокомментировал общественник.
Среди других мер Малькевич назвал снижение страховых взносов и ставок НДС, освобождение от уплаты налога на прибыль, снятие законодательных ограничений на рекламу рецептурных товаров и алкоголя. Сейчас существует окно возможностей, чтобы избавиться от законодательных рудиментов, добавил эксперт.
За фейки в равной степени должны отвечать и журналисты, и блогеры-миллионники, и люди с небольшим количеством подписчиков, считает член думского Комитета по международным делам Мария Бутина. Именно такой уравнивающий принцип, по ее словам, заложен в принятый накануне закон о противодействии заведомо ложным сообщениям.
«Дух закона таков: мы доверяем всем нашим гражданам, но если кто-то создает фейк в интересах иностранного государства, который имеет негативные последствия, за это нужно отвечать», — прокомментировала депутат.
Блогеры, уверен Борис Чернышов, сегодня являются такими же распространителями информации, как и СМИ. Их деятельность не нужно запрещать, но им самим нужно быть внимательными и ориентироваться на первоисточники.
Ещё материалы: Борис Чернышов , Александр Хинштейн, Мария Бутина, Артём Туров