Как сохранить здоровье школьников
Здоровье детей ухудшается во время обучения в школе: если в первом классе к абсолютно здоровым могут быть отнесены 4,3 процента обучающихся, то к концу обучения — практически никто. Такие данные получили специалисты из Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при Минздраве России после наблюдения за самочувствием 426 учеников из четырёх школ Москвы. В общей сложности было проведено более 25 тысяч врачебных осмотров.
В частности, авторы исследования указали, что за 11 лет школьной жизни распространённость функциональных отклонений у детей возросла почти на 15 процентов, а хронические заболевания стали диагностироваться на 52,8 процента чаще.
Мальчики и юноши чаще всего страдают такими заболеваниями, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирение, плоскостопие, бронхиальная астма и гипертония. Девочки и девушки — дефицитом массы тела, неврозами, близорукостью. С психологической точки зрения наиболее напряжённым периодом обучения для мальчиков признаны 1-3-й классы и 11-й. Для девочек — 9-11-й классы.
«Тема здоровья школьников была одной из основных на больших парламентских слушаниях, которые прошли в Госдуме 24 июня этого года, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. — И в итоговых рекомендациях, которые приняла Госдума на пленарном заседании, есть предложение к Правительству РФ разработать в рамках национального проекта «Здравоохранение» отдельный федеральный проект, посвящённый здоровью школьников. Считаю, что это совершенно правильно».
По словам депутата, в настоящее время данные Минздрава, касающиеся физического здоровья школьников, существенно отличаются от данных академических институтов.
«Минздрав уверяет нас, что большинство школьников практически здоровы, а тяжёлых «хроников» у нас только 4 процента. В связи с этим, думаю, первое, что необходимо сделать, это Минздраву, Роспотребнадзору и академическим институтам совместно определиться, какова же реальная ситуация. С моей точки зрения, здоровье детей — и физическое, и психическое — непрерывно ухудшается», — указал Олег Смолин.
По мнению парламентария, ощутимый вклад в ухудшение здоровья учеников вносят школьные перегрузки. «В связи с этим представляется, что нужно внимательно посмотреть содержание школьного образования и сократить перегрузки, в том числе за счёт тех, без которых можно обойтись», — считает он.
Что касается психического здоровья учеников, то, по мнению Олега Смолина, одна из главных причин его ухудшения — крайне агрессивная социальная и информационная среда. Парламентарий напомнил: по данным ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, сегодня дезадаптация в социуме наблюдается примерно у 30 процентов детей, из них примерно 60-70 детей — это дети с психическими отклонениями.
«Это связано в том числе с тем, что дети оказываются свидетелями сцен насилия, участниками жёсткой конкурентной борьбы, — пояснил Смолин. — Силами только образовательных организаций эту проблему не решить — даже если мы вернём во все школы психолога, то на такое количество детей с психическими аномалиями их явно не хватит».
По словам депутата, здоровье детей — «тема для комплексного исследования, а, главное, для комплексного принятия решения».
«Для начала я бы рекомендовал создать межведомственную группу или комиссию из представителей Минздрава, Минпросвещения, академических институтов, чтобы выработать общие рекомендации и наконец, создать федеральный проект, посвящённый здоровью школьников», — сказал он.
Со своей стороны, депутаты рассчитывают принять в осеннюю сессию законопроект, посвящённый школьной медицине. Данный документ был разработан группой парламентариев во главе с председателем Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрием Морозовым.
«В частности, законопроект закрепляет обязанность родителей предоставить в образовательную организацию абсолютно точную и полную информацию о состоянии здоровья ребёнка. В случае если в школе такой информации нет, педагоги не могут создать особые условия для пребывания ребёнка, который в этом нуждается», — сказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Наталья Санина.
Также, по словам депутата, данное требование позволит усовершенствовать порядок допуска школьников к занятиям физкультурой. «Это особенно важно, потому что в данном случае необходимо заключение медика — может ли ребёнок получать физическую нагрузку, как и все, или же для него физическая нагрузка должна быть особой», — уточнила она.
Ещё одно положение документа даст педагогам право оказывать первую медицинскую помощь.
Ещё материалы: Олег Смолин