Как познакомиться со своим депутатом и что делают сенаторы в «Одноклассниках»
В День Конституции — 12 декабря — парламентарии ждут россиян на личный прием
Тема: 30 лет парламенту России
Депутаты и сенаторы должны общаться с россиянами и помогать решать их проблемы, к этому их обязывает закон. Парламентарии встречаются с людьми в регионах, но и в самом центре Москвы работает объединенная приемная Совета Федерации и Государственной Думы. Но пускают туда не всех. «Парламентская газета» продолжает цикл материалов к 30-летию Парламента России. Сегодня расскажем, о чем россияне просят законодательную власть и как попасть на личный прием к народным избранникам.
С видом на Кремль
В 1877 году на углу московских улиц Воздвиженки и Моховой, через дорогу от Кремля, по проекту петербургского архитектора Василия Шауба построили здание в стиле северный модерн, ориентируясь на немецкие образцы. В начале прошлого века и вплоть до 1917 года в здании располагались меблированные комнаты гостиницы «Петергоф».
После революции комфортный комплекс превратился в ЧеДомоС — Четвертый дом Советов. Здесь жила партийная номенклатура, в том числе какое-то время имел квартиру Лев Троцкий. Еще в здании располагалась приемная ВЦИК, а также известного советского деятеля Михаила Калинина.
Жилые апартаменты еще долго соседствовали в доме с тем, что сейчас принято называть офисными помещениями. Три последних десятилетия в здании квартирует объединенная приемная Федерального Собрания РФ. Встречаться с людьми сенаторов и депутатов обязывает закон об их статусе, который приняли в мае 1994 года, то есть в первые месяцы работы новоиспеченного Парламента. Несколько раз в закон вносили изменения, поскольку менялся порядок формирования Совфеда, но обязанность принимать людей никуда не делась. Собственно, право россиян обращаться в госорганы закреплено в Конституции. Существует и отдельный закон о работе с обращениями граждан, принятый в 2006 году. Там описано, куда и по каким вопросам могут обращаться люди, о порядке и сроках ответов. У любого госведомства или чиновника на письменный ответ есть 30 дней. Но если в обращении сообщают о фактах возможного нарушения законодательства в сфере миграции, отреагировать на него нужно быстрее.
Люди имеют право писать представителям власти по почте, в том числе электронной, записываться на личные приемы, а с недавних пор жаловаться и подавать официальные обращения можно через портал госуслуг. С 1 декабря 2022 года все органы власти должны иметь свои странички в российских социальных сетях, но обращения там не считаются официальными. И все же ответственные чиновники стараются отвечать людям, а для парламентариев это практически обязанность, формирующая их реноме.
Когда больше двух, говорят вслух
В Совфеде и Госдуме существуют и свои внутренние инструкции по работе с обращениями граждан, их утверждают председатели палат. С одним из таких документов удалось познакомиться нашему изданию.
Прием граждан ведется без предварительной записи в порядке очередности обращений, говорится в инструкции Совфеда. В здание можно пройти по паспорту. Продолжительность общения заявителя с ответственным лицом не больше 30 минут, в кабинет одновременно могут зайти не больше двух человек, если они пришли по одному обращению. Сотрудники приемной могут вести аудио- и видеозапись встречи, о чем обязаны предупредить заявителей. Сотрудник приемной должен оформить регистрационную карточку и внести в нее информацию о сути обращения, ходе и результатах работы. Для приема отведены два кабинета на первом этаже здания на Моховой.
Перед каждой парламентской сессией — с февраля по июнь и с октября по декабрь — спикер Совфеда Валентина Матвиенко утверждает график приема граждан членами комитетов палаты регионов, рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета палаты по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. В октябре прием вели члены Комитета Совфеда по экономической политике, в ноябре — по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, а на 22 декабря есть шанс записаться к сенаторам из Комитета по социальной политике.
Часто вопросы удается решить уже во время встречи, но иногда законодателям бывает нужно сделать официальный запрос в то или иное ведомство. Тогда заявителя попросят изложить суть обращения письменно. Ответ придет ему на официальном бланке Совета Федерации. Такой же порядок и в Госдуме.
Есть и правило отмены. Сотрудник приемной может прекратить прием, если человеку даны «исчерпывающие разъяснения на поставленные вопросы либо ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов». Инструкцией установлен ряд ограничений, при которых прием может быть прекращен или человека даже не пустят на порог. Например, если он пьян или ведет себя агрессивно.
Военное положение не отменяет приемов
Взаимодействие с людьми, чтение обращений — один из любимых видов работы многих парламентариев. Они признаются, что это лучший способ узнать и понять, о чем думают россияне, что их действительно волнует. Чтению обращений как минимум один день в неделю уделяет первый зампред Комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов. Все обращения он считает равнозначными и старается отрабатывать даже те, которые поступают через социальные сети, страницы сенатора есть в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». «Даю поручения помощникам связаться с человеком, узнать, в чем дело, чем можем помочь, потому что не всегда люди могут четко и полно описать ситуацию в соцсети. А от полноты информации часто зависит решение вопроса», — рассказал «Парламентской газете» парламентарий.
В Совфеде Иван Абрамов представляет Амурскую область, до которой от Москвы на самолете лететь восемь часов. Но работа сенатора предполагает регулярное посещение своего региона, поэтому один раз в месяц-два Абрамов обязательно бывает на родине. «А моя приемная в Благовещенске открыта каждый день с 9 до 18 часов, там примут и перенаправят мне любое обращение», — заверил парламентарий.
Сенаторские приемные открыты по всей стране, в том числе в новых регионах. Правда, не везде обстановка безопасная, поэтому график приемов членов Совфеда на некоторых территориях заранее не выкладывают в общий доступ, да и место встречи с людьми может меняться. Но жители к сенаторам идут. За год работы региональной общественной приемной «Единой России» в Луганской Народной Республике туда поступило больше 2,5 тысячи очных обращений, еще 22,5 тысячи — на горячую линию. Это одна из самых активных приемных в стране, рассказала «Парламентской газете» сенатор от ЛНР Дарья Лантратова: «Чаще всего вопросы связаны с перерасчетом пенсий, социальных выплат, подтверждением трудового стажа, восстановлением поврежденного или разрушенного жилья, помощи семьям участников СВО. Каждый вопрос отрабатываем адресно, мелких и незначительных запросов здесь нет».
Много у жителей регионов и бытовых вопросов. Весной к Дарье Лантратовой обращалась семья, у которой сгорел дом, люди в один момент остались без имущества. «Вместе с регионом-шефом Тюменской областью закупили стройматериалы, строители провели восстановительные работы, и уже к зиме дом был готов, — рассказала сенатор. — Навести порядок во дворе, помочь с продуктами — таких обращение сотни. Поэтому работает целая команда депутатов, сенаторов, активистов и волонтеров».
Как спеть соседям
В 90-е годы избиратели приходили к депутатам непосредственно в здание Госдумы на Охотном Ряду, вспомнил депутат всех думских созывов Николай Харитонов. Так, говорит, демонстрировали истинное народовластие. Тогда же, в середине 90-х, появился формат парламентских слушаний, на участие в которых мог записаться любой желающий. И даже выступить у микрофона и быть услышанным депутатами. Но довольно быстро проход людей в здание формализовали, а приемы перенесли на Моховую, отметил Харитонов.
У думской приемной есть официальный сайт, где можно увидеть статистику обращений, а также записаться к конкретному депутату или фракции. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте и ждать, пока ваш профиль одобрит модератор, это происходит в течение двух дней. Можно посмотреть статистику приемов граждан и создать письменное обращение, на которое по закону обязаны ответить. Ну а можно прийти на Моховую и все разузнать самим.
В Госдуме работают как депутаты, представляющие конкретные регионы или даже сразу несколько субъектов, если они входят в состав одного избирательного округа, так и депутаты, которые шли по федеральным спискам своих партий, они представляют все регионы России. Впрочем, опять же по закону, любой человек может обратиться к любому депутату. Люди так и делают. За год депутат от Москвы Светлана Разворотнева рассмотрела почти полторы тысячи жалоб и вопросов не только от жителей столицы. Все потому, что сфера ее деятельности уж очень народная: Разворотнева — зампред Комитета Госдумы по ЖКХ. У нее есть свой собственный рейтинг народных проблем (по количеству обращений): улучшение жилищных условий, капремонт, работа управляющих компаний, вывоз мусора.
Но больше всего депутат любит, когда люди приходят не с вопросами, а с предложениями. «Активных россиян очень много, приятно, когда люди что-то хотят поменять к лучшему не только в своей жизни, но и для всех, — рассказала «Парламентской газете» Светлана Разворотнева. — Ко мне пришел солист оперного театра, который хочет давать концерты для своих соседей по округу, попросил помочь в их организации, найти помещение. Или есть очень хорошая инициатива, которой мы постарались помочь, по изготовлению домиков для птиц».
Что волнует детей
Глава думского Комитета по социальной политике Ярослав Нилов избрался депутатом по федеральному списку, поэтому приемы он ведет в разных регионах, но постоянно. А базой для встреч служат региональные отделения партии ЛДПР. Наш звонок застал Нилова в Казани. «Сейчас очень много вопросов по СВО, это целый спектр проблем, где очень часто требуется взаимодействие разных ведомств, — объяснил парламентарий. — Но и бытовые вопросы никуда не делись. Люди идут к депутату Госдумы, потому что им нужно спилить опасное дерево во дворе. Решаем и такое. В благодарность мне недавно принесли большой домашний чак-чак. Съели его вместе со всеми, кто был в тот момент в приемной».
На Моховую люди приезжают со всей страны, засвидетельствовала первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, которая уже пять раз встречалась с избирателями в этом здании. «В среднем успеваю принять по 13 человек за один раз, — рассказала она. — В 80 процентах случаев удалось людям помочь, остальные 20 процентов обращений касались обжалования приговоров судов, а по закону я этого требовать не уполномочена. Это как раз те случаи, когда люди уже прошли все инстанции и не смогли доказать свою правоту. Такие вопросы беру в законодательную работу».
Обращаются к Яне Лантратовой даже дети, для них в своей родной Челябинской области она придумала проект «Ящик доверия». Такие ящики вешают в школах, а дети могут анонимно сообщить, что их волнует. Обращения передают и депутату, и в органы исполнительной власти. «Только с начала года обратилось больше четырех тысяч детей, — рассказала Лантратова. — Мы помогаем подросткам разобраться в себе и ответить на важные вопросы».
Есть в России и особый день, когда любой человек может прийти в любой орган власти. Общероссийский день приема граждан проводится в День Конституции в соответствии с поручением президента начиная с 2013 года. С 12 до 20 часов по местному времени 12 декабря в приемных президента, в федеральных органах исполнительной власти и в соответствующих территориальных органах, а также в органах местного самоуправления должностные лица обязаны принимать людей. Приемная Совфеда и Госдумы не исключение. В единый день приема там всегда многолюдно, но принять постараются всех и уж точно зафиксируют обращение, на которое обязательно ответят.
Читайте также:
• Сергей Степашин: Парламент — это не только власть, это голос народа
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Иван Абрамов, Ярослав Нилов, Николай Харитонов, Светлана Разворотнева , Дарья Лантратова, Яна Лантратова