Как не допустить алкоголика за руль
В Госдуме раскритиковали придуманную Минздравом процедуру тестирования автовладельцев, которую отложили до 2020 года
Проверку на алкогольную зависимость при получении или обмене водительских удостоверений необходимо проводить исключительно в отношении лиц, которые своими внешними признаками навевают подозрения на регулярные и чрезмерные возлияния. При этом стоимость теста не должна быть завышенной и слишком разниться в регионах. В то же время законодатели и эксперты предлагают повысить эффективность выявления граждан, которым по состоянию здоровья запрещено управлять транспортным средством, при помощи специальной базы данных с соблюдением всех мер предосторожности по части сохранности персональных сведений. «Парламентская газета» вместе с думскими депутатами разбиралась в плюсах и минусах предложенных вариантов повышения безопасности дорожного движения.
Слишком дорого и не для всех
Минздрав отложит до 1 января 2021 года введение тестирования на алкоголь и наркотики в моче и крови при медицинском освидетельствовании водителей, получающих или меняющих права. Проект приказа ведомства уже опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова («Единая Россия»), этим и должна была закончиться история, которая в прошлом году получила скандальный оттенок. Напомним, тестирование должно было начаться с 22 ноября, но после объявления стоимости процедуры (около 5000 тысяч рублей), водители оккупировали наркодиспансеры, чтобы успеть получить справку по старым расценкам.
Дошло до того, что в ноябре прошлого года в ситуацию вынужден был вмешаться Владимир Путин, сказав, что министерство явно перестаралось: для тех миллионов россиян, чья зарплата исчисляется одним МРОТ, такие деньги за справку явно не подъемные.
«Пять тысяч если нужно отдать за эту справку — ползарплаты надо человеку отдать? И все инстанции пройти, всё согласовать. Минздрав хотя бы должен был посмотреть, что это такое», — сказал президент. При этом глава государства заметил, что дополнительные медобследования, связанные с употреблением наркотиков, необходимо проводить «поскольку от этого зависит безопасность граждан».
В тот же день Минздрав дал задний ход, отложив тестирование до 1 июля 2020 года, при этом изменив условия процедуры. Необходимость проведения тестов переложили на усмотрение врача-психиатра-нарколога при выявлении симптомов и синдромов заболевания.
Мутная история и непонятный тест
Государство не заинтересовано в текущих постпандемических обстоятельствах обременять граждан дополнительными финансовыми обязательствами, напротив, всячески старается помочь им и оградить от лишних трат, пояснил Вячеслав Лысаков. В этой связи история с тестированием была точно некстати.
И речь идёт не столько о личной заинтересованности некоторых конкретных лиц в проекте, о чём активно писала пресса в прошлом году, сколько о самом тесте, который должен точно определить, является ли гражданин хроническим алкоголиком или просто выпивает рюмку за обедом. Чтобы это установить, согласно проекту приказа, будет определяться наличие психоактивных веществ в моче и карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.
Однако уверенности в том, что система сработает без сбоев, у Лысакова нет. Не ясно, как будет дифференцироваться хронические алкоголики и те, кто таковыми не являются, уточнил парламентарий. И если какой-нибудь в меру употребляющий профессиональный водитель, у которого автомобиль — это единственное средство заработка, в миг его лишится по вине некачественного маркера или по другой технической причине, то непонятно, что делать дальше?
«Беспокойство вполне оправдано. Я не против тестирования, но оно должно проводиться не в отношении всех, а только тех водителей, которые явно по внешним признакам вызывают у нарколога вопросы. Но дело в самом тесте. До сих пор в информационном пространстве не было предоставлено разъяснений и ссылок ни на одного авторитета, который бы подтвердил его точность», — отметил депутат.
Есть опыт выявления, давайте продолжим
Наиболее эффективно и не затратно для граждан и бюджета выявить лиц, которым по состоянию здоровья запрещено садиться за руль, помогло бы создание единой информационной системы, считает зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов (ЛДПР).
«Я направлял письма в Правительство и МВД с предложением создать такую информбазу, в которую бы поступали сведения от Минздрава о гражданах, употребляющих наркотики или страдающих алкоголизмом, — уточнил Александр Старовойтов. — При этом какие-то персональные детали, касающиеся личной жизни граждан их заболеваний, оставались бы вне поля зрения силовиков. Достаточно было бы указать, что Иванов Иван Иванович имеет ограничения и передать эти данные в ГИБДД. И здесь можно было бы даже не вылавливать такого человека на дорогах, а направлять уведомление, чтобы он прошёл медкомиссию и уже через суд решать этот вопрос».
Несмотря на то, что инициативу депутата поддержали в МВД, Минздрав отказался участвовать в проекте, ссылаясь на защиту персональных данных россиян. И напрасно, сожалеет парламентарий. Старовойтов напомнил, что в 2015-2016 годах такой эксперимент в стране уже проводился, показав хорошие результаты: при помощи Минздрава на дорогах было выявлено несколько десятков тысяч граждан, которым по тем или иным медицинским показаниям было запрещено управлять автомобилем. Безопасность на дорогах от этого только выиграла.
В каком случае за пьяное вождение грозит тюрьма
Тех, кто впервые попадается пьяным за рулем или впервые отказывается от медосвидетельствования, согласно действующему закону, наказывают штрафом в 30 тысяч рублей и лишением водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет. Однако с 1 июля 2015 года в Уголовном кодексе действует статья 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», согласно которой уголовное дело может быть возбуждено в случае, если задержанный пьяный водитель ранее уже привлекался за вождение в нетрезвом виде или если он повторно отказывается от медицинского освидетельствования. Также уголовное преследование грозит тем, кто уже был осуждён за пьяное вождение, которое привело к гибели людей или тяжёлым травмам (по ч.2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ).
За повторное вождение в нетрезвом виде или за повторный отказ от медицинского освидетельствования водителям предусмотрено несколько вариантов уголовных наказаний.
- Штраф от 200 тыс. до 300 тыс. рублей (или в размере зарплаты или другого дохода осуждённого за период от года до двух лет).
- Обязательные работы на срок до 480 часов.
- Принудительные работы на срок до 2 лет.
- Лишение свободы на срок до 2 лет.
Все санкции предусматривают также лишение осуждённого права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Сроки лишения свободы за ДТП в пьяном виде
Причинён тяжкий вред
от 3 до 7 лет
Погиб один человек
от 5 до 12 лет
Погибли несколько человек
от 8 до 15 лет