Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Как не допустить алкоголика за руль

В Госдуме раскритиковали придуманную Минздравом процедуру тестирования автовладельцев, которую отложили до 2020 года

26.06.2020 14:40

Автор: Валерий Филоненко

Как не допустить алкоголика за руль
фото: pixabay.com

Проверку на алкогольную зависимость при получении или обмене водительских удостоверений необходимо проводить исключительно в отношении лиц, которые своими внешними признаками навевают подозрения на регулярные и чрезмерные возлияния. При этом стоимость теста не должна быть завышенной и слишком разниться в регионах. В то же время законодатели и эксперты предлагают повысить эффективность выявления граждан, которым по состоянию здоровья запрещено управлять транспортным средством, при помощи специальной базы данных с соблюдением всех мер предосторожности по части сохранности персональных сведений. «Парламентская газета» вместе с думскими депутатами разбиралась в плюсах и минусах  предложенных вариантов повышения безопасности дорожного движения.

Слишком дорого и не для всех

Минздрав отложит до 1 января 2021 года введение тестирования на алкоголь и наркотики в моче и крови при медицинском освидетельствовании водителей, получающих или меняющих права. Проект приказа ведомства уже опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова («Единая Россия»), этим и должна была закончиться история, которая в прошлом году получила скандальный оттенок. Напомним, тестирование должно было начаться с 22 ноября, но после объявления стоимости процедуры (около 5000 тысяч рублей), водители оккупировали наркодиспансеры, чтобы успеть получить справку по старым расценкам.

ГИБДД планирует внедрить новый метод проверки водителей на трезвость

Дошло до того, что в ноябре прошлого года в ситуацию вынужден был вмешаться Владимир Путин, сказав, что министерство явно перестаралось: для тех миллионов россиян, чья зарплата исчисляется одним МРОТ, такие деньги за справку явно не подъемные. 

«Пять тысяч если нужно отдать за эту справку — ползарплаты надо человеку отдать? И все инстанции пройти, всё согласовать. Минздрав хотя бы должен был посмотреть, что это такое», — сказал президент. При этом глава государства заметил, что дополнительные медобследования, связанные с употреблением наркотиков, необходимо проводить «поскольку от этого зависит безопасность граждан».

В тот же день Минздрав дал задний ход, отложив тестирование до 1 июля 2020 года, при этом изменив условия процедуры. Необходимость проведения тестов переложили на усмотрение врача-психиатра-нарколога при выявлении симптомов и синдромов заболевания.

Мутная история и непонятный тест

Государство не заинтересовано в текущих постпандемических обстоятельствах обременять граждан дополнительными финансовыми обязательствами, напротив, всячески старается помочь им и оградить от лишних трат, пояснил Вячеслав Лысаков. В этой связи история с тестированием была точно некстати.

И речь идёт не столько о личной заинтересованности некоторых конкретных лиц в проекте, о чём активно писала пресса в прошлом году, сколько о самом тесте, который должен точно определить, является ли гражданин хроническим алкоголиком или просто выпивает рюмку за обедом. Чтобы это установить, согласно проекту приказа, будет определяться наличие психоактивных веществ в моче и карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.  

Однако уверенности в том, что система сработает без сбоев, у Лысакова нет. Не ясно, как будет дифференцироваться хронические алкоголики и те, кто таковыми не являются, уточнил парламентарий. И если какой-нибудь в меру употребляющий профессиональный водитель, у которого автомобиль — это единственное средство заработка, в миг его лишится по вине некачественного маркера или по другой технической причине, то непонятно, что делать дальше?

Вячеслав Лысаков. фото: Михаил Нилов / ПГ

«Беспокойство вполне оправдано. Я не против тестирования, но оно должно проводиться не в отношении всех, а только тех водителей, которые явно по внешним признакам вызывают у нарколога вопросы. Но дело в самом тесте. До сих пор в информационном пространстве не было предоставлено разъяснений и ссылок ни на одного авторитета, который бы подтвердил его точность», — отметил депутат. 

Есть опыт выявления, давайте продолжим

Наиболее эффективно и не затратно для граждан и бюджета выявить лиц, которым по состоянию здоровья запрещено садиться за руль, помогло бы создание единой информационной системы, считает зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов (ЛДПР).

«Я направлял письма в Правительство и МВД с предложением создать такую информбазу, в которую бы поступали сведения от Минздрава о гражданах, употребляющих наркотики или страдающих алкоголизмом, — уточнил Александр Старовойтов. — При этом какие-то персональные детали, касающиеся личной жизни граждан их заболеваний, оставались бы вне поля зрения силовиков. Достаточно было бы указать, что Иванов Иван Иванович имеет ограничения и передать эти данные в ГИБДД. И здесь можно было бы даже не вылавливать такого человека на дорогах, а направлять уведомление, чтобы он прошёл медкомиссию и уже через суд решать этот вопрос».

Несмотря на то, что инициативу депутата поддержали в МВД, Минздрав отказался участвовать в проекте, ссылаясь на защиту персональных данных россиян. И напрасно, сожалеет парламентарий. Старовойтов напомнил, что в 2015-2016 годах такой эксперимент в стране уже проводился, показав хорошие результаты: при помощи Минздрава на дорогах было выявлено несколько десятков тысяч граждан, которым по тем или иным медицинским показаниям было запрещено управлять автомобилем. Безопасность на дорогах от этого только выиграла.

Александр Старовойтов. фото: Юрий Паршинцев / ПГ

В каком случае за пьяное вождение грозит тюрьма

Тех, кто впервые попадается пьяным за рулем или впервые отказывается от медосвидетельствования, согласно действующему закону, наказывают штрафом в 30 тысяч рублей и лишением водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет. Однако с 1 июля 2015 года в Уголовном кодексе действует статья 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», согласно которой уголовное дело может быть возбуждено в случае, если задержанный пьяный водитель ранее уже привлекался за вождение в нетрезвом виде или если он повторно отказывается от медицинского освидетельствования. Также уголовное преследование грозит тем, кто уже был осуждён за пьяное вождение, которое привело к гибели людей или тяжёлым травмам (по ч.2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ).

За повторное вождение в нетрезвом виде или за повторный отказ от медицинского освидетельствования водителям предусмотрено несколько вариантов уголовных наказаний.

- Штраф от 200 тыс. до 300 тыс. рублей (или в размере зарплаты или другого дохода осуждённого за период от года до двух лет).

- Обязательные работы на срок до 480 часов.

- Принудительные работы на срок до 2 лет.

- Лишение свободы на срок до 2 лет.

Все санкции предусматривают также лишение осуждённого права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Сроки лишения свободы за ДТП в пьяном виде

Причинён тяжкий вред

от 3 до 7 лет

Погиб один человек

от 5 до 12 лет

Погибли несколько человек

от 8 до 15 лет

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3076