Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Не стоит из врача делать оператора ЭВМ

Слишком оптимистичное заигрывание с технологиями может привести к обратному результату

31.05.2024 18:03

Автор: Карина Тиванова

Не стоит из врача делать оператора ЭВМ
  © freepik.com

Если на экране компьютера у врача будет постоянно загораться красный сигнал из-за того, что он не выполнил тот или иной алгоритм программы, это может привести к демотивации или даже увольнению сотрудника. Поэтому нужно правильно и аккуратно применять искусственный интеллект в работе медиков, чтобы это стало настоящим подспорьем в их нелегком труде. Об этом шла речь 31 мая на заседании Экспертного совета по вопросам современного управления и цифровизации в сфере здравоохранения, который провел думский Комитет по охране здоровья. Примеры успешного и неуспешного применения «цифры» и предложения об усовершенствовании этой практики выслушала «Парламентская газета».

Без заигрывания с ИИ

Сейчас уже никого не удивляет, что на приеме в поликлинике врачи работают на компьютере. Карты пациентов, истории болезни — все эти когда-то бумажные документы перекочевали в «цифру». Теперь после УЗИ можно сразу идти в кабинет лечащего врача, так как все данные исследования он увидит почти сразу на мониторе. С одной стороны, «цифра» — это помощник врачу, но с другой — доктора никто не заменит, подчеркнул глава Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. Новации, конечно, нужны, но не стоит делать из врача оператора ЭВМ, предостерег депутат и действующий хирург.

Тем не менее жизнь не стоит на месте, и айтишники разрабатывают и внедряют различные системы, которое призваны помочь врачам в работе. Об одной из таких, которая встраивается в медкарту, анализирует данные и предлагает решения, рассказал эксперт по искусственному интеллекту Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава Александр Гусев. «Применение этого продукта показало, что в условиях первичного звена практически в 80 процентах случаев обращения пациентов в поликлинику система находит клинически значимую информацию. К примеру, ошибки в определении группы здоровья, не выявленные врачом факторы риска во время диспансеризации», — отметил эксперт.

Но, проанализировав работу такой программы, ее создатели выяснили, что растет риск профессионального выгорания врача. По словам Гусева, в одной из медорганизаций врачи поставили ультиматум: или отключат систему, или они все уволятся. «Если в 80 процентах случаев приема пациентов на мониторе компьютера постоянно загорается красная кнопка с сообщением, что врач чего-то не сделал, это приводит к демотивации сотрудников. Поэтому неумелое и слишком оптимистичное заигрывание с технологиями может привести не к решению кадровой проблемы, а к ее усугублению», — признал специалист. Тем не менее необходимо совместно с врачами, профильными ведомствами определить оптимальный сценарий применения искусственного интеллекта, который усилит плюсы, а не навредит, предложил Гусев.

Разгрузили по полной

В Елизаветинской больнице Санкт-Петербурга перешли на электронный документооборот с 2022 года. И хотя было очень трудно поначалу, эффект ощутили очень быстро, поделился положительным опытом главный врач больницы Сергей Петров. Преимуществ после перехода на электронные карты много, но основное — в истории болезни можно в любое время увидеть аналитику и принять решение, чтобы качество оказания медпомощи улучшить здесь и сейчас, утверждает доктор.

«Когда мы вводили электронные истории болезни, у руководителей было опасение, что кто-то не справится, но этого не случилось, две тысячи сотрудников без проблем освоили новые технологии», — рассказал еще об этом нюансе Сергей Петров. Работа среднего медперсонала при этом значительно облегчилась.

Медсестра прежде сидела на посту и писала список выбывших больных, кто какие лекарства получает. Электронный документооборот значительно экономит время на такие действия, рассказал Петров. «Сестра освободилась и теперь может подойти к постели больного, но, к сожалению, за долгие годы бюрократизации медсестры словно забыли о своей основной функции помощи больным. И теперь мы заново начинаем их учить, что большую часть рабочего времени они должны находиться у постели пациентов, чтобы не только сделать укол, но и помочь поесть, если надо, поговорить. Это вместе с лечением помогает вернуть здоровье человеку», — уверен главврач петербургской клиники.

Читайте также:

• Психиатры сообщат в полицию об опасных пациентах