Как Франция «отменяет» парламентаризм
Важнейшим условием эффективного функционирования демократии является обеспечение участия всех представительных органов публичной власти в процессе принятия значимых для общества решений.
В законодательном процессе демократических государств всегда принимают участие несколько высших органов государственной власти. Такая модель призвана обеспечивать сбалансированность принимаемых решений и исключить излишний волюнтаризм каких-либо представительных органов власти.
Однако на практике имеют место исключения из указанного правила — когда законодательство государства предоставляет возможность фактически «вытеснять» из законотворческого процесса отдельные органы власти. Безусловно, реализация такого механизма может вызвать серьезные социальные потрясения, ставящие под угрозу нормальное функционирование многих общественных институтов и способные разжечь тем самым глубокий политический кризис, выбраться из которого порой бывает очень трудно. Ситуация, сложившаяся в последнее время во Франции, может служить ярким тому примером.
16 марта 2023 года в обход голосования Национального собрания Франции (законодательный орган государственной власти, формируемый посредством прямых всеобщих выборов) был принят законопроект, предусматривающий повышение пенсионного возраста до 64 лет (законопроект о финансировании социального обеспечения на 2023 год), что повлекло за собой массовые протесты жителей страны.
Возможность de facto исключать Национальное собрание из законотворческого процесса «под ответственность» правительства предусмотрена в Конституции Франции. В соответствии с абзацем 3 статьи 49 конституции премьер-министр может поставить вопрос о доверии правительству перед Национальным собранием в связи с голосованием по принятию финансового законопроекта или законопроекта о финансировании социального обеспечения. Законопроект считается принятым, если в течение последующих двадцати четырех часов не будет вынесена резолюция порицания (выражение недоверия Национального собрания правительству Франции). Вынесение такой резолюции в силу статьи 50 конституции влечет отставку правительства.
Но для принятия этой резолюции требуется большинство голосов членов Национального собрания. И в настоящий момент противники проводимых правительством реформ этого большинства не имеют. А если бы они и заручились поддержкой нейтральных политических партий, это могло бы привести к роспуску Национального собрания. В соответствии со статьей 12 конституции президент вправе распустить Национальное собрание. О чем совершенно не постеснялся напомнить президент Франции в преддверии решения Национального собрания.
В сущности, президент занимался политическим шантажом Национального собрания, угрожая роспуском в случае выражения недоверия правительству и вынуждая законодательный орган «промолчать» в ответ на поставленный перед ним в порядке абзаца 3 статьи 49 конституции вопрос о доверии правительству. Тем самым было обеспечено принятие законопроекта без участия Национального собрания. Именно к такой политической манипуляции прибегли премьер-министр и президент Франции в случае с законопроектом о повышении пенсионного возраста, осознавая высокую вероятность отклонения законопроекта Национальным собранием.
Очевидно, что решения по таким социально чувствительным вопросам должны приниматься при участии всех представительных органов государственной власти, которые по общему правилу участвуют в принятии законодательных актов. Подобные политические игры, позволяющие органу исполнительной власти исключать из законотворческого процесса другой орган государственной власти — Национальное собрание, сопряжены с существенным риском возникновения тяжелых политических последствий, связанных в первую очередь с грубым пренебрежением мнения граждан и игнорированием существующего в обществе общественного запроса.
Ещё материалы: Андрей Клишас