Как будут работать сервисы «Яндекса» после реструктуризации компании
Пользователи по-прежнему смогут пользоваться поиском и всеми привычными услугами экосистемы
«Яндекс» останется частной, независимой и публичной компанией, а его популярные сервисы получат шанс на дополнительное развитие. Права на все перспективные технологии останутся в России, новые решения будут доступны людям. Об этом «Парламентской газете» рассказали опрошенные эксперты, комментируя появившееся 5 февраля сообщение о продаже нидерландской Yandex N.V. российского «Яндекса».
Из Нидерландов в Россию
Информация о заключении Yandex N.V. сделки по продаже бизнеса «Яндекса» за 475 миллиардов рублей консорциуму частных инвесторов появилась на сайте компании 5 февраля. Согласно договоренности, нидерландская фирма отныне перестает быть головной компанией группы, а новой головной компанией станет Международная компания акционерное общество (МКАО) «Яндекс». До 31 июля Yandex N.V. должна изменить название и прекратить использование торгового знака «Яндекса».
Достижение договоренности о продаже российского бизнеса «Яндекса» частным инвесторам приветствовали в Кремле. Продолжение работы компании в России важно, сказал журналистам пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков. «Яндекс», по его словам, один из национальных чемпионов в сфере высоких технологий.
«Яндекс» продолжит развивать поисковые, городские, развлекательные и образовательные сервисы, а также облачные технологии, автономные автомобили, технологии искусственного интеллекта и другие перспективные направления, говорится в заявлении компании.
Бесперебойная работа
Переход российского сервиса из одних рук в другие не должны заметить рядовые пользователи «Яндекса». Созданная в России экосистема продолжит работать и получит шанс на дополнительное развитие, сказал «Парламентской газете» член IT-комитета Госдумы Антон Немкин: «Заключенная сделка — лучшее решение для самой компании, так как выводит «Яндекс» на новый этап развития после затянувшегося периода неопределенности. Ответы на главные вопросы, которые волновали индустрию, получены: «Яндекс» будет, «Яндекс» будет в России, «Яндекс» будет независимым, «Яндекс» будет развиваться».
Важно, что весь бизнес и технологии «Яндекса» остаются в российской юрисдикции. А это значит, что они будут более защищены от давления из зарубежья, гарантировано строить свою работу без нарушений законодательства, то есть в целом станут более комфортными для российских пользователей, объяснил Немкин.
«Яндекс» продолжит активно развиваться после реструктуризации, уверен зампред Совета по цифровой экономике при Совете Федерации, сенатор Артем Шейкин: «Потенциал у компании колоссальный, она доказала, что умеет проходить сложные времена. Думаю, что это люди, которые умеют считать и преумножать деньги. «Яндекс» сохранил за собой все технологии, привычные для граждан сервисы будут продолжать бесперебойную работу и обновляться».
Есть у реструктуризации начало
Реструктуризация компании — способ разделить созданные в «Яндексе» проекты между сооснователем компании Аркадием Воложем и новым менеджментом, считает телеком-эксперт Эльдар Муртазин. Воложу, по его словам, вряд ли удастся сохранить контроль над российской компанией.
«Бизнесы «Яндекса» вне России убыточны, — сказал Муртазин. — Сделка на таких условиях — явный проигрыш Воложа, который не сможет даже опосредованно руководить компанией из-за рубежа. Российские сервисы продолжат развитие в нашей стране».
Заключенная сделка — это только часть длинного пути реструктуризации, который «Яндексу» еще предстоит, объяснил корпоративный юрист Владислав Чуканов. Самый сложный вопрос, по его словам, заключается в том, как будут обменивать акции нидерландской компании на акции нового холдингового общества. «Сейчас подробности отсутствуют, а анонс скромно говорит о том, что будут предложены «различные опции», — отметил эксперт. — Если сделка будет одобрена акционерами на уровне нидерландской компании, то в моменте тысячи инвесторов утратят связь с российским «Яндексом». И как эта связь будет восстанавливаться, совсем не ясно».
Что касается работающих в России сервисов, то юрист не видит для них угроз. Они продолжат развиваться в том же направлении.
В 2023 году компания «Яндекс» оценивалась Forbes в 10,2 миллиарда долларов. По данным аналитиков, за последние пять лет выручка компании выросла в четыре раза. В рейтинге самых посещаемых сайтов мира yandex.ru занимает восьмое место, а в России это самый популярный поисковик. Аудитория «Яндекса» в нашей стране составляет 99,78 миллиона пользователей в месяц. В компании работают 25,7 тысячи сотрудников. В прошлом году «Яндекс» первым в России запустил беспилотное такси, воспользоваться его услугами могут жители одного из районов Москвы.
Читайте также:
• Антон Немкин: Открыть сайт на иностранном хостинге не получится с 1 февраля
Ещё материалы: Антон Немкин , Артем Шейкин