Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

К вопросу о правовой природе механизма прекращения гражданства

Статья председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса

13.01.2023 14:02

Автор: Андрей Клишас

К вопросу о правовой природе механизма прекращения гражданства
Андрей Клишас © пресс-служба Совета Федерации

Поскольку в последнее время в СМИ и блогосфере данная тема активно обсуждается, считаю необходимым разъяснить ряд важных юридических аспектов.     

Гражданство — это один из ключевых институтов, обеспечивающих права и свободы человека. Юридическая суть института гражданства состоит в устойчивой связи человека и государства, выраженной в наличии у данных субъектов взаимных прав и обязанностей. В свою очередь, институт гражданства в современном виде является достижением мирового цивилизационного процесса. Это базовые аксиомы, знакомые юристам, практикующим в разных юрисдикциях, студентам юридических факультетов. На этом институте базируется архитектура правовых систем современности и международного правопорядка, поскольку через гражданство, по сути, гарантируется большинство прав и свобод человека, что обеспечивает нормальное функционирование государств, в том числе в качестве субъектов международной коммуникации.

Уважение и соблюдение прав и свобод человека является неотъемлемой обязанностью любого современного правового государства. Важность соблюдения этого принципа подчеркивается в целом ряде международных договоров: в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и других международных актах.

Статус гражданства, предоставляющий его обладателю возможность пользоваться всем спектром прав в рамках конкретной юрисдикции, как правило, закрепляется и гарантируется в конституциях государств. При этом прекращение данного статуса по своей природе является экстраординарной мерой, в том числе когда речь идет о выходе из гражданства, то есть о добровольном волеизъявлении гражданина.

Читайте также:

• Как получить российское гражданство

Между тем на сегодняшний день в ряде стран имеется объективная тенденция, размывающая суть института гражданства (как устойчивой связи человека и государства) и прекращения гражданства (как экстраординарной меры). В этих государствах прекращение гражданства становится de facto репрессией, направленной против собственных граждан. Эта тенденция особенно характерна для ряда европейских государств, отличающихся русофобской политикой, среди которых можно отметить Украину и Латвию.

Наглядными примерами, подтверждающими наличие указанной тенденции, могут служить недавние случаи лишения гражданства Украины священнослужителей УПЦ, депутатов Верховной рады Украины, а также ряда бизнесменов. При этом такая практика становится для властей Украины нормой, несмотря на закрепленный в статье 4 Конституции Украины запрет на лишение граждан Украины гражданства. Таким образом издаются указы Президента Украины о прекращении гражданства лиц, поддерживающих проведение СВО или каким-либо образом связанных с Россией. При этом гражданства лишаются не только лица, которые приобрели его в результате приема в гражданство, но и те, кто получил статус гражданина Украины по рождению, что становится возможным вследствие широты формулировок, используемых в Законе о гражданстве Украины (статья 19). По сути, законодательство Украины создает все необходимые условия для возникновения правовой неопределенности и, как следствие, девальвации ценности гражданства, чем украинские власти активно пользуются.

Кроме того, с недавнего времени институт прекращения гражданства получил законодательное закрепление в качестве карательного инструмента против граждан Латвии, поддерживающих действия, угрожающие территориальной целостности других демократических стран. Аналогично украинскому правовому регулированию Закон о гражданстве Латвии не очерчивает круг граждан, которые могут быть подвергнуты такому виду наказания, что существенным образом упрощает возможность принятия решения о признании гражданина Латвии находящимися «вне демократического спектра» и лишении его гражданства.

Механизм прекращения гражданства, действующий в вышеприведенных юрисдикциях, не следует путать с его российским аналогом. Институт прекращения гражданства в России имеет качественно иную природу и не преследует цели умаления прав граждан. Прекращение российского гражданства возможно только в результате самостоятельного волеизъявления гражданина или в случае признания государством ничтожности оснований приобретения гражданства. Важно учитывать то, что во втором случае институт прекращения гражданства применяется исключительно в отношении натурализованных и ренатурализованных лиц; лица, являющиеся гражданами России по рождению, не могут быть подвергнуты процедуре прекращения гражданства по инициативе государства, иное противоречило бы Конституции РФ (часть 3 статьи 6).

Указанные правовые конструкции, детализирующие конституционные положения, нашли четкое закрепление в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Так, этот закон предусматривает в качестве основного способа прекращения гражданства выход из гражданства (по инициативе гражданина). При этом для выхода из гражданства установлен целый ряд ограничений, таких как: наличие невыполненного перед Россией обязательства (например, воинская обязанность), наличие у гражданина статуса обвиняемого по уголовному делу либо вступление в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда в его отношении, а также отсутствие у гражданина иного гражданства и гарантий его приобретения, что необходимо в целях недопущения политико-правовой незащищенности таких лиц.

Кроме прекращения гражданства по инициативе гражданина Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» также предусматривает другой механизм, вследствие приведения в действие которого прекращается ранее приобретенное российское гражданство, — отмена решения о приобретении гражданства. Такая опция становится доступной, когда будет установлено, что заявитель использовал подложные документы или заведомо ложные сведения для целей получения российского гражданства или отказался от принесения присяги. Кроме того, отмена решения о приобретении гражданства возможна после установления факта того, что целью приобретения гражданства являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя России, а также когда заявитель сообщил заведомо ложные сведения в отношении обязательства соблюдать российское законодательство.

Указанный механизм, как отметил Конституционный суд РФ в Определении от 11 февраля 2021 года № 183-О, по своей природе не является лишением гражданства, а представляет собой конституционно допустимую меру, обусловленную выявлением факта невыполнения соответствующим лицом установленных законом условий приобретения гражданства. То есть в контексте отечественного законодательства речь идет об отмене решения о приобретении гражданства в связи с невыполнением взятых на себя обязательств (условий приобретения гражданства), а не о его лишении (умалении). В свою очередь, действующее национальное правовое регулирование наглядно демонстрирует, что прекращение российского гражданства по инициативе государства (отмена решения о приобретении гражданства) является не наказанием (санкцией), а освобождением от обязательств перед страной путем признания ничтожности решения о приеме или восстановлении в гражданстве.

Так, институт прекращения гражданства в России не стоит путать с механизмом юридической ответственности, которым он является в ряде западных юрисдикций. Кроме того, необходимо понимать, что отечественный институт прекращения гражданства по своей природе не представляет собой форму проявления неравенства гражданства: российское гражданство является равным (часть 1 статьи 6 Конституции РФ), что означает наличие равного объема прав, свобод и обязанностей у всех граждан России, независимо от оснований приобретения гражданства. В этой связи можно констатировать, что российское правовое регулирование предполагает более высокий стандарт гарантий прав человека, чем многие западные правопорядки, создавая все необходимые условия для недопущения девальвации ценности гражданства.