Youtube и Facebook отучат блокировать российские телеканалы
Иностранные социальные сети должны соблюдать требования законодательства РФ о свободе слова
Иностранные социальные сети должны соблюдать требования законодательства РФ о свободе слова. В парламент уже внесли пакет поправок, касающихся работы Youtube и Facebook в России, о которых «Парламентской газете» рассказала первый зампредседателя Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству, член Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Ирина Рукавишникова.
- Ирина Валерьевна, история с блокировкой телеканала «Царьград» и фильма о трагедии в Беслане поставила ребром вопрос о недопустимости блокировки отечественных каналов и фильмов на транснациональных хостингах и в соцсетях — таких, как Youtube и Facebook. Насколько серьёзна эта проблема?
- Действительно, проблема есть, и она системная. За последние несколько лет около двухсот русскоязычных телеканалов включены администраторами видеохостинга YouTube в черный список. Вопреки декларируемым целям защиты свободы слова компании вмешиваются в деятельность российских СМИ — удаляют контент или блокируют вещание сетевых телеканалов и информационных агентств.
- Насколько серьёзные изменения потребуются в законодательстве, чтобы санкции и ограничения стимулировали бы компании-«блокираторы» выполнять требования законодательства РФ о свободе слова и не ущемляли бы интересы пользователей?
- В Государственную Думу уже внесён целый ряд законопроектов, регулирующих работу подобных сервисов с персональными данными, а также предполагающих определённые рамки для таких платформ. Например, одним из них предлагается ввести в российское правовое поле понятие «иностранная социальная сеть», определить права и обязанности такой социальной сети, а также установить ответственность за нарушение российского законодательства.
Предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по удалению контента, который противоречит требованиям российского законодательства
Кроме того, иностранные соцсети должны быть зарегистрированы в качестве иностранных инвесторов или компаний. Их владельцы, как предлагается, должны нести административную ответственность за удаление или приостановление доступа к аккаунтам органов власти или должностных лиц РФ. Предусмотрена также ответственность за неисполнение обязанности по удалению контента, который противоречит требованиям российского законодательства.- Сейчас парламентарии и эксперты заявляют, что надо развивать национальные ресурсы — хостинги, соцсети, мессенджеры. Какие из них могут стать лидерами и нужно ли создавать новые платформы?
- Ни для кого не секрет, что отдельные видео на американском YouTube набирают миллионы просмотров, а на его отечественном аналоге Rutube — гораздо меньше, да и зарегистрированных пользователей на отечественном сервисе всего немногим более 11 миллионов человек. Но и тот, и другой сервис — коммерческие проекты, а не государственные. И любой пользователь вступает с ними в правоотношения напрямую.
Некоторые отечественные социальные сети успешно конкурируют с западными гигантами. Например, одна из них, насколько я знаю, по числу активных пользователей в России имеет около 70 миллионов человек, это половина населения нашей страны. Больше в России нет ни у кого. А по доле покупателей — 44 процента от общего числа пользователей платформы. Это опережает все зарубежные аналоги. Но и любая такая платформа — это частный коммерческий проект.