Ирина Рукавишникова: Надеюсь, что проект нового КОАП будет внесен до конца этого года
Сенатор рассказала, как антикризисные меры влияют на подготовку обновленной редакции административного кодекса
Адаптация нашего законодательства к новым антроссийским санкциям отвела на второй план вопросы подготовки нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но работа над ним, которая ведется Минюстом совместно с Госдумой и Советом Федерации, продолжается, и нельзя исключать, что документ, который в министерстве дорабатывают уже в третий раз за последние два года, будет внесен в парламент до конца 2022 года. Так долго ли еще шумные соседи будут надоедать россиянам по ночам? Об этом «Парламентской газете» рассказала первая замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, куратор межведомственной рабочей группы по разработке новой редакции КоАП Ирина Рукавишникова.
- Ирина Валерьевна, текущие события, связанные с беспрецедентным санкционным давлением на Россию со стороны Запада, увели обсуждения вокруг новой редакции КоАП в тень. Работа над ним сегодня продолжается или ее пришлось свернуть?
- Могу заверить, что работа над новым кодексом не прекращается. Хотя, не будут скрывать, она отошла на второй план в связи с текущей повесткой. Параллельно идет работа над действующим Административным кодексом — некоторые статьи получают примечания. Они, в частности, связаны с тем, что ряд мер, предусмотренный действующим КоАП, применяться не будет.
- С чем это связано?
- Прежде всего с принятием антикризисного пакета мер господдержки развития национальной экономики. Например, предложено, чтобы за впервые совершенные правонарушения, не повлекшие угрозу жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среды, имущественного ущерба, к субъектам малого и среднего бизнеса применялись предупреждения, а не административные штрафы. Такой принцип реализован сразу в нескольких статьях КоАП.
Подчеркну, что такой подход полностью согласуется с базовой концепцией новой редакции кодекса — согласно ей предпринимателям предлагается сначала выносить предупреждение и только при повторном нарушении привлекать к более серьезной административной ответственности. В действующем кодексе таких норм не было. А антикризисный мораторий для малого и среднего бизнеса, который сейчас введен по инициативе Правительства, хорошо корреспондируется с тем, что мы хотели видеть в новом КоАП.
- А сейчас можно сказать о сроках, когда все-таки новый КоАП появится в России?
- Мы планировали, что он будет внесен в Госдуму в середине лета. Сейчас мы понимаем, что сроки двигаются: как уже говорила, приоритеты законодательной работы сегодня скорректированы с учетом текущей ситуации. Надеюсь, что новый Кодекс РФ об административных правонарушениях мы увидим до конца этого года.
- А есть ли еще нормы кодекса, которые, соответствуя концепции нового КоАП, могут быть приняты до принятия всей его новой редакции целиком?
- Теоретически к ним, думаю, можно отнести положения об ответственности за шум в ночное время. Сейчас эта ответственность устанавливается регионами. Но дело в том, что далеко не все регионы могут эффективно отслеживать и администрировать эти правонарушения. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы такая статья была вынесена на федеральный законодательный уровень. При этом ответственность по ней будет та же, что и за мелкое хулиганство. Как только это произойдет, наказанием провинившихся займутся непосредственно сотрудники МВД России.
Также раньше, чем новая редакция целиком, может быть принято положение, которое предусматривает, что при совершении правонарушения казенным или бюджетным учреждением, например, больницей, детским садом, школой, штраф налагается только на руководителя, а не на само учреждение, у которого по факту нет дополнительных средств, так как оно финансируется государством по бюджетной смете. Уже идут обсуждения, результатом которых может стать принятие данных поправок не в новый, а еще в действующий КоАП.
- Есть еще нормы об ответственности за нарушения правил по благоустройству территорий, которые позволят штрафовать, например, за парковку на детской площадке или за сброс мусора в неположенном месте. На этой новации настаивали регионы, и сенаторам удалось добиться того, что она войдет в новую редакцию КоАП. А могут ли эти положения быть приняты как поправки в действующий Административный кодекс?
- Нет, потому что в данном случае мы вводим в федеральный КоАП ответственность за нарушения правил, которые устанавливаются муниципалитетами. Это довольно сложная для реализации юридическая конструкция, которая к тому же раньше у нас еще не применялась. И чтобы это осуществить, потребуется менять общую часть кодекса, что невозможно сделать в отрыве от принятия новой редакции в целом.
Ещё материалы: Ирина Рукавишникова