Индивидуальность регионов хотят увязать с мерами поддержки
Минэкономразвития предлагает продлить до 2030 года действие программ развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития
Благодаря выполнению индивидуальных планов развития (ИПР) за последние три года в регионах было создано 12 тысяч новых рабочих мест, при этом уровень безработицы снизился по сравнению со среднероссийским уровнем в 2,5 раза. По темпам снижения уровня бедности девять из десяти регионов вошли в число лучших и средних в России. В семи из десяти регионов в 2020-2022 годах отмечалась положительная динамика объема инвестиций по сравнению с периодом 2015-2019 годов. В общей сложности территории смогли привлечь более 90 миллиардов рублей частного капитала. Об этом сообщается в документах Счетной палаты, копия которых имеется в распоряжении нашего издания.
При этом в Счетной палате отмечают некоторые особенности, не позволяющие в полной мере использовать потенциал механизма господдержки. В частности, предусмотренный объем финансирования ИПР нельзя назвать знаковым при формировании бюджетов регионов. «Парламентская газета» выясняла, насколько перспективны индивидуальные региональные программы и не нуждаются ли они в коррекции.
Инструмент рабочий…
По инициативе Госдумы в стране с 2020 по 2024 год работают утвержденные Правительством индивидуальные программы социально-экономического развития 10 территорий с низким уровнем социально-экономического развития: Курганской, Псковской областей, Чувашии, Марий Эл, Алтайского края, Алтая, Тывы, Карелии, Калмыкии и Адыгеи. Утвержденный объем финансирования составляет 52 миллиарда рублей, из них 50 миллиардов предполагается потратить из федерального бюджета.
Как сообщается в докладе, с 1 января 2022 года мероприятия, предусмотренные региональными планами развития, включены в федеральный проект «Развитие субъектов РФ и отдельных территорий». Поэтому объем привлеченных инвестиций в основной капитал без бюджетных инвестиций (нарастающим итогом) по итогам 2024 года запланирован в размере 101,3 миллиарда рублей, за тот же период предполагается создать 22 тысячи новых рабочих мест.
Оценивая действенность индивидуальных программ, замминистра экономического развития Дмитрий Вахруков отметил, что их реализация «стала существенным фактором развития экономики регионов». За последние три года завершено 82 мероприятия, что позволило создать 12 тысяч новых рабочих мест, привлечь более 90 миллиардов рублей частных инвестиций. Кассовое исполнение программы находится на достаточно высоком уровне — 98,2 процента.
«В последний год реализации программы мы уже видим хорошие результаты и позитивную динамику регионов по верхнеуровневым показателям за 2020-2023 годы. Уровень безработицы снизился по сравнению со среднероссийским уровнем в 2,5 раза. По темпам снижения уровня бедности девять из десяти регионов вошли в число лучших и средних в России. В семи из десяти регионов в 2020-2022 годах отмечается положительная динамика объема инвестиций по сравнению с периодом 2015-2019 годов», — приводятся слова замминистра в пояснительных документах СП.
По мнению чиновника, таких результатов удалось добиться благодаря возможности сочетать механизм ИПР с другими мерами поддержки Правительства. Например, строительством обеспечивающей и иной инфраструктуры для особых экономических зон, промышленных парков.
«С учетом анализа результатов реализации мероприятий ИПР Минэкономразвития предлагает продлить программу до 2030 года, при этом обновив критерии отбора регионов и методологические подходы к формированию, направленные на повышение эффективности их реализации», — подчеркнул Дмитрий Вахруков.
…эффективный, но нуждается в правках
Вместе с тем, по свидетельству Счетной палаты, оценить вклад именно ИПР в развитие регионов представляется затруднительным. Их доля от поступивших в регионы межбюджетных трансфертов в 2020-2022 годах составляла от 1,3 до 8,5 процента. По данным СП, общий объем фактического финансирования ИПР регионов в 2020-2022 годах составил 30,4 миллиарда рублей.
Наиболее значимую роль при формировании бюджета деньги, выданные на выполнение ИПР, играют в Калмыкии — на них приходится 4,1 процента всех доходов консолидированного бюджета республики. Сравнительно значимы указанные средства также для Алтая, где они формируют порядка 3,1 процента всех доходов, а также для Адыгеи (2,5 процента). В остальных регионах средства формируют менее 2 процентов всех доходов в последние годы.
«В то же время другие регионы с низким уровнем социально-экономического развития, для которых не разработаны ИПР, показывали существенно худшую динамику. В частности, это регионы СКФО, где существенно выросла безработица и значительно сильнее среднего по стране сократились доходы населения, а также менее развитые регионы ДФО, где в отличие от большинства регионов страны практически не сокращался уровень бедности», — резюмирует в докладе аудитор СП Наталья Трунова.
Для повышения эффективности действия ИПР некоторые регионы взаимоувязали их с нацпроектами. В частности, в Карелии бюджетные деньги выделяются на строительство моста через протоку Кислый Пудас к памятнику археологии «Петроглифы Залавруги» и на другой проект — создание визит-центра музея «Беломорские петроглифы». В Тыве решили «состыковать» создание особой экономической зоны в республике и логистического центра «Хандагайты».
Однако продуктивность программ можно повысить, убеждены в СП. Так, в докладе Наталья Трунова предлагает передать функции куратора ИПР Минэкономразвития, сейчас программами занимаются отраслевые министерства и ведомства.
При этом следует исключить корректировки ИПР в части изменения состава их мероприятий, также нужно предусмотреть переходный период действия мер поддержки регионов для случаев, «когда завершается реализация действующей ИПР региона и ее продление или утверждение не предполагается». Это будет содействовать сохранению позитивной динамики развития территорий «и исключит возврат к темпам социально-экономического развития, имевшим место до начала реализации ИПР».
Целесообразно также проработать новый подход к определению суммы межбюджетного трансферта на реализацию индивидуальных программ развития регионов. В том числе при определении объема финансирования могут быть учтены особенности социально-экономического развития субъектов — численность населения, транспортная доступность и другие показатели.